avtomat_kx

Categories:

Крепостные которые внесли в историю России огромный вклад.

Земельной реформе Александра II посвящается. Впрочем, и до нее из  крепостных дорога вела не только на погост. Рассказываем о людях «от  сохи», внесших в историю России огромный вклад  

Образ измученного вечным трудом крепостного крестьянина прочно  закрепился в русской литературе благодаря Радищеву, Некрасову, Герцену и  прочим писателям-просветителям. Все верно: был и тяжелый труд, и  несвобода, и жестокие помещики.  Но все же при определенных обстоятельствах крепостные могли сделать  карьеру и даже стать вольными. Первым, кто создал такие социальные  лифты, был Петр I, ценивший людей не за древность рода, а за талант и  деловые качества. Именно при нем, к примеру, выбился в люди оружейник  Никита Демидов, основавший род фабрикантов и будущих аристократов. Семен  Бадаев прославился изобретением прочной стали, а Даниил Бокарев  придумал, как давить масло из подсолнечника.  В конце XVIII века российское правительство сняло ограничения на  предпринимательскую деятельность крепостных. Им разрешили открывать свои  лавки и мануфактуры. Крестьяне-миллионщики в то время были не  редкостью. Они платили своим хозяевам внушительные оброки и при первой  возможности откупались, переходя в другие сословия.  До официальной отмены крепостного права из рабства самостоятельно  выкупились около миллиона крестьян. Их смело можно назвать цветом нации,  потому что они двигали торговлю и производство в России. Самородки  создавали целые династии купцов и меценатов. Самые известные купцы,  вышедшие из крепостных, — Елисеев, Абрикосов и, конечно, Морозов.  Крепостные становились актерами, архитекторами, декораторами,  живописцами, поэтами и музыкантами. Например, знаменитый художник Орест  Кипренский, поэт Тарас Шевченко, композитор Александр Гурилев родились  крепостными. Как и те, о ком мы расскажем ниже.  

Савва Васильевич Морозов (1770–1860), основатель купеческой династии

 С детства работал пастухом и извозчиком, потом ткачом на шелкоткацкой  фабрике, уже с юности проявляя недюжинные предпринимательские  способности. Например, смог откупиться от службы в армии, причем деньги  занял у своего помещика Рюмина.  Затем Савва предложил новую систему сдельной оплаты труда и, быстро  выплатив долг, ушел в свободное плавание. Женился на девушке, знавшей  секреты окраски тканей, и открыл производство полотна в домашних  условиях. Сбывал товар в Москве, обходя с мешком богатые дома.  После Отечественной войны 1812 года дела у и без того успешного  предприятия пошли еще лучше, и в 1820 году Морозов вместе с сыновьями  смог выкупиться из неволи за огромную по тем временам сумму — 17 000  руб.  Империя Морозовых росла и расширялась, дело со временем продолжили  сыновья. Основатель династии умер за год до отмены крепостного права  купцом первой гильдии. Потомки Саввы прославились как меценаты, открывая  больницы и школы, а также благоволили искусству.  

Иван Петрович Аргунов (1729–1802), художник

 Воспитывался в семье дяди, дворецкого графов Шереметевых, где имел  возможность брать уроки у придворного живописца Георга Христофа Гроота.  Уже в 1747 году он вместе с учителем расписывал церковь Екатерининского  дворца в Царском Селе.  Одновременно Иван состоялся как портретист: писал своих хозяев, их  родственников и знакомых. Ему доверяли изображать царственных особ:  императрицу Елизавету Петровну и Екатерину Великую. Кроме того, Аргунов  оказался хорошим педагогом: обучил троих сыновей, двое из которых стали  художниками, а один — известным архитектором.  В 1860-х годах к художественной деятельности добавилась хозяйственная:  Аргунов стал управляющим Шереметевского дворца на Миллионной улице в  Петербурге. Несмотря на огромный груз забот, он продолжал писать всю  жизнь. И всю жизнь оставался крепостным.  

Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова (1773–1863), актриса и танцовщица

 Дочь крепостного оружейника выросла в господском доме графа Петра  Борисовича Шереметева, где талантливых детей из крепостных обучали  иностранным языкам, этикету, музыке, танцам, пению и декламации, готовя к  актерской работе в домашнем театре.  Театр славился своими постановками. Спектакли посещала не только высшая  знать, но и монаршие особы. На слуху как минимум две актерские фамилии:  Татьяна Шлыкова-Гранатова и Прасковья Ковалева-Жемчугова (граф любил  давать своим артистам красивые псевдонимы).  Прасковья и Татьяна были подругами. Обе имели множество ролей, были  обласканы хозяевами и даже императрицей. Более того, в 1801 году  случился известный мезальянс — бывшая крепостная Прасковья Жемчугова  стала супругой молодого графа Николая Шереметева. А Татьяна Гранатова —  главной наперсницей влюбленных. Она всюду сопровождала пару. Через два  года Прасковья умерла от чахотки, успев родить мужу наследника. Перед  смертью взяла с подруги слово, что та воспитает ее сына Дмитрия как  своего.  Так окончилась театральная карьера Гранатовой. Ей было всего 30 лет. В  1803 году она получила вольную, но не покинула дом Шереметевых и  действительно воспитала юного графа Дмитрия, а потом и его сына Сергея.  Татьяна дружила с художниками, музыкантами, писателями и поэтами. Хорошо  знала Пушкина, Жуковского, Батюшкова и других поэтов из кружка  арзамасцев. Ее портрет писал Николай Аргунов (сын живописца Ивана  Аргунова). Замуж Татьяна так и не вышла. Она умерла в глубокой старости,  через два года после отмены крепостного права.  Сергей Дмитриевич Шереметев оставил записки, посвященные Татьяне  Васильевне. В них он очень тепло отзывается о своей приемной бабушке: ни  тени высокомерия, только уважение и искренняя любовь.  

Василий Андреевич Тропинин (1776–1857), художник-портретист

 Его семья принадлежала графу А. С. Миниху. После того как дочь графа  вышла замуж, вся деревня с людьми перешла во владение Ираклия Моркова.  Отец Василия стал старостой и управляющим имением нового хозяина, а  через несколько лет получил вольную. Правда, та не распространялась на  жену и детей.  Василий с детства хорошо рисовал людей, и кузен хозяина Алексей Иванович  Морков устроил его вольнослушателем в Императорскую академию художеств,  взяв на себя все расходы. У талантливого юноши появились первые  поклонники, среди которых были и весьма знатные особы, в частности граф  Строганов. Тот даже попытался уговорить Моркова отпустить живописца на  свободу. Но хозяин сделал наоборот: в 1804 году вернул Тропинина в свое  украинское имение, где приставил пасти скот. Художником же Василий был  исключительно домашним и со своей судьбой вроде бы смирился. Судя по его  мемуарам, граф относился к Тропинину хорошо и по-своему любил его.  Чтобы понять такую «любовь», видимо, надо пожить в том веке.  

 Семейный портрет графов Морковых. В. А. Тропинин. 1813 год  Впрочем, была в жизни Тропинина и настоящая любовь. Вольная поселенка  Анна Катина вышла за него замуж, став по законам того времени  крепостной. Вскоре у четы родился сын Арсений.  В 1812 году графа Моркова выбрали одним из руководителей московского  ополчения, и вся семья перебралась в Москву. После войны Тропинину  обустроили мастерскую. Он стал известным московским портретистом и писал  не только своего хозяина с детьми, но и героев Отечественной войны, и  московскую знать, а затем представителей купечества. Его изображения К.  Брюллова и А. Пушкина известны нам со школьной скамьи. А еще Тропинин  любил рисовать простой люд: кружевниц, служанок, гитаристов, солдат,  стариков и старух. В его работах сочетались реализм и вера в человека.  Просвещенные люди долго требовали от Моркова освободить известного  художника. Его пытались выкупить. Дворянин Дмитриев однажды выиграл у  графа большую сумму и предложил простить долг, если Тропинину дадут  вольную. Морков не соглашался. Свободу Тропинин получил только в 47 лет —  в качестве пасхального подарка. А его жена и сын оставались в неволе  еще пять лет. Со временем Тропинину присвоили официальный статус  художника и академика. Также ему был присвоен чин 10-г класса по Табели о  рангах.  

Михаил Семенович Щепкин (1788–1863), актер

 Отец Щепкина был управляющим имением графа Волькенштейна, а мать —  личной горничной графини. Мальчик с детства бывал в господском доме и  обучался грамоте. Там же в восемь лет он впервые увидел театральное  представление и просто заболел театром.  Первую роль он сыграл в Суджанском народном училище, куда его послал  учиться благодетель. Позже, чтобы пробиться в артисты, юный Щепкин  работал суфлером, переписывал актерам тексты ролей, подносил реквизит,  пока, наконец, с разрешения хозяина не добился своего. Поклонники актера  так восхищались его игрой, что даже организовали спектакль по подписке,  чтобы выкупить талантливого юношу. Так за 10 000 руб. в 1822 году актер  русских театров Михаил Щепкин стал свободным человеком. Но жену и  четверых детей ему потом пришлось выкупать самому.  Интересно, что жена Щепкина Елена Дмитриевна Чаликова изначально не была  крепостной. Мало того, являлась хоть и сиротой-турчанкой, но  воспитанницей генерал-майора Чаликова. Стало быть, могла найти себе  хорошую партию. Однако, познакомившись с Михаилом в театре, вышла за  него замуж. Любовь!  Щепкинский городничий в «Ревизоре» и Фамусов в «Горе от ума» на долгие  годы стали эталонами актерского искусства. Друзьями Щепкина считали себя  Гоголь, Островский, Шевченко, Герцен, Грановский, Тургенев, Некрасов.  Критик Белинский называл его «лучшим комическим актером» и «дьяволом».  Друзья создавали и переводили для артиста зарубежные пьесы. Тропинин  написал портреты Щепкина и его жены. А Пушкин буквально заставил сесть  за мемуары, подарив актеру толстую тетрадь и записав на первом листе:  «17 мая 1836. Москва. Записки актера Щепкина. Я родился в Курской  губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке...»  

 Михаил Щепкин в роли Фамусова в комедии Александра Грибоедова «Горе от  ума» Бывший крепостной мальчишка добился славы, почета, свободы и достатка. А  что он мог сказать о крепостном праве?  Сохранилось письмо Герцену, который тогда находился в Лондоне, изгнанный  из России за революционную деятельность. Щепкин писал: «Рабы еще не  хотят быть свободными. С чего напала на тебя человеческая гордость  делать их свободными против их воли, быть, так сказать, творцом их  счастия… Оставьте мир расти по своим естественным законам и помогайте  его росту развитием в человеке нравственного чувства, сейте мысль, но не  поливайте кровью… Я знаю, у тебя много логики, и потому ты знаешь, что  это будет неравный бой, и потому это будет нечестно, в любви к человеку я  бы поборолся с тобой, и тогда бог знает, чья бы взяла».  В феврале 1861 года крепостное право в России было отменено и миллионы  крестьян перестали быть чьей-то собственностью. По иронии судьбы их  освободитель, император Александр II, был убит  террористами-революционерами в 1881 году.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded