avtomat_kx

Categories:

Автопарк императора Николая II

Автомобили были одним из самых сильных увлечений последнего российского  императора. Автопарку Николая II мог позавидовать любой европейский  монарх: к 1917 году в царском гараже находилось более полусотни  «самоходных тележек». Были среди них не только легковые машины  императора и его свиты, но и такие новшества, как автопоезд с прицепными  повозками и автосани на гусеничном ходу.  

Daimler, Rolls-Royce, Mercedes, Renault и другие, или сколько стоила императорская мечта об автопарке

 Идейным вдохновителем создания царского гаража стал князь Владимир  Орлов. В 1905 году первыми в коллекции государя появились машины  зарубежного производства: французский фаэтон Delaunnay-Belleville и  немецкие автомобили Mercedes с кузовами разных типов. На роскошном,  комфортабельном «Делоне-Бельвиле» хорошо было прокатиться по городу, а  быстроходные «Мерседесы» предназначались для дальних поездок. Шикарный  Delaunnay-Belleville произвел такое сильное впечатление на российского  императора, что он заказал компании-изготовителю два таких лимузина,  обошедшиеся государственной казне почти в 18 с половиной тысяч рублей  золотом.  Безусловно, Delaunnay-Belleville был самым мощным, самым комфортабельным  и, конечно же, дорогим в Собственном Его Величества гараже. Любимцы  государя Николая Александровича – автомобили-ландо модели  Delaunnay-Belleville 70 SMT (аббревиатура от Sa Majeste le Tsar – Его  Величество Царь). На них были предусмотрены эксклюзивные функции:  подогрев пола, оконные жалюзи, электрическое освещение салона, откидные  подножки-лесенки. На крыше одного из лимузинов сделали стеклянную  галерею, чтобы монарх мог стоять в салоне в полный рост.  В 1911 году в императорский парк доставили две иномарки Rolls-Royce  Silver Ghost. Название «Серебряный призрак» говорило о серебристом цвете  машины и тихой работе двигателя. Позже Николай II обратил внимание на  продукцию ведущих компаний Renault, Daimler и менее известных Serex,  Turcat-Mery. Отечественного производителя в автопарке Николая II представляли  петербургский Lessner и рижский «Руссо-Балт». За 6 лет в автопарк было  вложено более полумиллиона рублей. Руководил автохозяйством князь Орлов,  он же долгое время исполнял обязанности водителя венценосной семьи.  

Малютка Peugeot цесаревича Алексея – инновация на мировом авторынке

 В октябре 1914 года 10-летний наследник престола получил ко Дню ангела  сказочный подарок – миниатюрный двухместный автомобильчик Bebe Peugeot.  Пилотная одноцилиндровая модель этого транспортного средства появилась  на выставке в Париже десятью годами ранее. Французская фирма Peugeot  позиционировала свой новый продукт как дешёвое, предельно простое и в то  же время надёжное авто, максимально адаптированное к городским  условиям. После ряда модификаций «Малышка Пежо» обрела  четырёхцилиндровый двигатель мощностью в 10 л .с. В таком варианте она  попала в Россию на IV Международную автомобильную выставку в  Санкт-Петербурге и прямо оттуда перекочевала в Императорский гараж.  Лёгкий и компактный автомобиль (вес – 350 кг, длина – около 2,5 м) мог  развивать скорость до 60 км/час. Цесаревич Алексей неплохо справлялся с  вождением машины, однако самостоятельно ездить мальчику разрешалось  только на первой передаче по парковым аллеям. Это было продиктовано  заботой о безопасности больного гемофилией наследника, для которого  самая незначительная травма, полученная в аварии, могла стать роковой.  На запрос руководства фирмы Peugeot о работе её продукции Управление  Собственного Его Императорского Величества Гаража письменно сообщило,  что приобретённые автомобили продемонстрировали превосходные  эксплуатационные качества. Этот отзыв послужил отличной рекомендацией и  долгое время использовался французами в качестве рекламы.  

Во сколько обходилось обслуживание царских авто

 По мере увеличения автопарка и расширения области применения моторов  возрастало количество гаражей. Первые появились в Царском Селе, затем  были построены в Санкт-Петербурге, Петергофе, Ливадии. Если государю  предстояла поездка по железной дороге, то автомобили должны были  следовать за ним. Сначала их перевозили на открытых платформах, а со  временем выделили средства на постройку двух специальных  вагонов-гаражей.  За четыре года штат обслуживающего персонала – водителей и автомехаников  – увеличился втрое и составил 80 человек. Их зарплата, а также  накладные расходы, затраты на горюче-смазочные материалы обходились  ежегодно в сумму, эквивалентную почти миллиону долларов. Добавлялись к  этому и затраты на компенсацию ущерба владельцам домашнего скота  (лошадей, коров), пострадавшего в результате дорожно-транспортных  происшествий, каковых в первое время случалось немало.  

Кому достались элитные авто после расстрела членов императорской семьи

 После революции царский автопарк перешёл в пользование новой власти.  Весь транспорт был внесён в «Список автомобилей автомобильной базы  рабочего и крестьянского правительства» и распределён между  большевистскими вождями. Под первым номером в перечне значился  Rolls-Royce, который обслуживал Льва Троцкого. Ленину предоставили два  авто – Turcat-Mery и любимый императорский Delaunnay-Belleville. Однако  от последнего Владимир Ильич почти сразу же отказался, объявив его  непозволительно роскошным. Со временем вместо него Ленину выделили  Rolls-Royce Silver Ghost. Иногда «Делоне-Бельвилем» пользовались Троцкий  или Каменев, но большую часть времени царский лимузин простаивал.  Машина была сложна в управлении и требовала огромного количества  горюче-смазочных материалов. Это подтолкнуло объявить её непригодной для  повседневной эксплуатации и продать, что и было сделано в 1928 году.  Особая судьба была уготована авто цесаревича Алексея. Bebe Peugeot в  списки автобазы Временного правительства не попал по довольно курьёзной  причине – малолитражную машинку приняли за игрушечную. Поэтому сначала  автомобиль цесаревича служил экспонатом выставки в Александровском  дворце, посвящённой быту императорской семьи. После её ликвидации был  передан в кружок автомобилизма при Ленинградском дворце пионеров.  Существование «Малышки» закончилось в 1942-м, после бомбёжки.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded