Category:

Чародеи Древнего Египта

В Древнем Египте верили, что.магия позволяет устанавливать контакты  между людьми и богами (или демонами), а также между мирами живых и  мертвых.

К ней прибегали как для обеспечения себе комфортного будущего в загробном царстве, так и для решения проблем в земной жизни.

Тайна Сфинкса.

О вере древних в могущество магии свидетельствует надпись на каменной  плите, помещенной между лапами Сфинкса, стерегущего пирамиду Хефрена в  Эль-Гизе.

Надпись гласит: однажды фараон Тутмос IV, бывший тогда еще царевичем,  утомившись после охоты, задремал у подножья Сфинкса. Во сне ему явился  бог Хорем-ахет-Хепри-Ра-Атум, которого изображал Сфинкс. Он повелел  очистить изваяние от песков, которые приносились ветром из пустыни и ко  времени Тутмоса уже почти полностью погребли под собой Великого  Сфинкса. В награду за эту услугу бог обещал сделать царевича фараоном.

Проснувшись, Тутмос приказал немедленно приступить к исполнению  божественного волеизъявления, расчистил Сфинкса и вскоре стал фараоном.  Правил Тутмос IV приблизительно в 1397-1388 годах до н. э.

Описание одного из разделов магии – техники вызова духов умерших, или  некромантии – излагается в наставлениях, хранящихся в музеях Лондона и  Лейдена, в парижском Лувре. Там подробно описаны способы установления  контактов не только с богами и духами из царства света, но и с  демоническими существами, а также загубленными, пропащими душами.

Считалось, что некромантия дает возможность получать сообщения,  советы и предписания из потустороннего мира, а также обращаться с  просьбами к пребывающим там существам. Все эти действия сопровождались  определенными, нередко весьма сложными ритуалами.

Познания древних египтян о существовании, облике и роде занятий  демонов были гораздо обширнее и богаче, чем познания европейских магов в  эпоху Средневековья и Возрождения.

Основной источник сведений о подземных демонах – это древнеегипетская  Книга мертвых . Из нее мы узнаем, что хозяева этого печального места  охраняли ворота загробного царства от проникновения «нечестивых»,  бродили по подземным владениям Озириса, и пищей в этом мрачном мире им  служили тела умерших, а жажду свою они утоляли их кровью.

Как общались с потусторонним миром.

Главным содержанием магических ритуалов были заклинания. Они служили  для вызова существ из потустороннего мира. Заклинатель подчинял демонов  мира мертвых своей воле, а затем препровождал обратно, в место  постоянного пребывания.

Заклинания произносились или читались с особыми интонациями,  сопровождались соответствующими жестами и позами. У каждого мага имелся  свой собственный набор заклинаний, которые он хранил в строжайшей тайне,  ибо считалось, что если о них узнает «коллега» и, что еще хуже,  попытается ими воспользоваться, они потеряют силу.

Вот пример заклинания и его реализации, взятый из древнего текста и  приведенный в известном романе «Фараон» Болеслава Пруса (перевод Е.  Троепольского):

«Тогда маг воздел руки и произнес: “Отец небесный,  кроткий и милостивый, очисти душу мою. Вот я – опирающийся на помощь  божью, я – провидящий и неустрашимый… Я – могучий – призываю вас и  заклинаю. Явитесь мне, послушные, – во имя Айе, Сарайе… Во имя  всемогущего и вечного бога… Аморуль, Танеха, Рабур, Латистен. Заклинаю  вас и призываю. Именем звезды, которая есть Солнце”. Вдруг все стихло.  Перед алтарем показался призрак в короне, с жезлом в руке, верхом на  льве.
– Бероэс! Бероэс! – произнес призрак глухим голосом. – Зачем ты меня призываешь?»

Принадлежности и техника магических ритуалов.

Особым видом «прикладного» чародейства было создание  тел-заместителей, которые использовались исключительно для целей черной  магии. Древние египтяне были уверены: если маг вылепит из воска фигурку  какого-либо человека и станет совершать над ней определенные ритуалы, то  их результаты непременно скажутся на персоне, послужившей прототипом  фигурки.

О распространенности подобных манипуляций с куколками из воска  свидетельствуют, в частности, надписи на саркофагах эпохи Среднего  царства (2040-1783 (или 1640) годы до н. э.), а также древние тексты.

В так называемом «Папирусe Ли» есть такая запись: «Пентибоон, который  был управляющим имением, сказал ему так: “Принеси мне книгу, которая  дала бы мне магическую силу и власть”.

И он принес ему книгу по магии из библиотеки фараона  Весермаат-Ре-мери-Амона, великого бога, своего господина, и пошел он,  чтобы применить божественную силу против людей своих. Его помощник  Эль-рем сделал из воска фигурки людей и совершил над ними разные чары и  заклинания. И так оба они напустили на людей болезни, мор и другие  напасти».

А вот фрагмент текста из «Папируса Роллина»: «Я прибегнул к  колдовству, чтобы вызвать и навести несчастье. Я изготовил несколько  восковых фигурок богов и людей, чтобы потом вызвать у этих людей сухотку  и омертвение членов. Я отдал эти фигурки Раббекамео, которого  божественный Ре не назначил правителем дома».

В папирусе рассказывается о заговоре служителей гарема против Рамсеса  III, последнего выдающегося фараона Нового царства, правившего  приблизительно в 1185-1153 годах до н. э. В заговоре приняли участие и  некоторые чародеи, практиковавшие черную магию и обратившие свое  искусство против фараона и его придворных.

Но, как повествует далее папирус, заговор раскрыли. Заговорщиков, главарями которых были признаны два чародея, судили.

Одного мага жестоко казнили, другого же принудили к  самоубийству. Однако к услугам черной магии прибегали не только  заговорщики, но и высшая египетская знать, до фараонов включительно.  Ведь и им приходилось бороться против своих врагов не на жизнь, а на  смерть. В этих случаях пособием им наверняка служила «Книга свержения  Апопа», в которой предлагается, например, такой способ уничтожения  врагов:

«Сделай из воска фигурки всех живых и неживых врагов фараона и напиши  на них имена этих людей зеленой краской. Сложи фигурки в ящик, плюй на  них, а потом топчи “нечистой” левой ногой…»

Не здесь ли источник выражения «встать с левой ноги»? «После этого  исколи их ножом и брось в горящую солому, которую затем погаси, залив  мочой взрослой женщины».

Одним из самых сильных магических средств издревле считался амулет.  Его назначение – оберегать своего хозяина от всевозможных неприятностей.
Как сообщает древнеримский писатель и историк Плиний Старший, в Древнем  Египте амулеты получили наибольшее распространение в период Нового  царства (1582-1070 годы до н. э.). Амулеты изготавливались из  драгоценных и простых камней, металла, стекла, дерева.

Ими могли быть кусочки папируса или ткани с текстами заклинаний или  рисунками магических символов. Иногда амулеты в виде мелких предметов  помещали внутрь узелков на поверхности вытканного пояса.

Маги-целители.

Наиболее тесно магия в Древнем Египте была связана с медициной и  врачеванием. Величайшим из мудрецов, чародеев и целителей в египетской  традиции считался Имхотеп, верховный сановник фараона Джосера,  правившего около 2630-2611 годов до н. э. Имя и звания Имхотепа –  строителя первой пирамиды, ступенчатой гробницы Джосера в Саккара, –  сохранились на статуе фараона в поминальном храме при этой пирамиде.

Однако слава целителя перевесила все остальные заслуги Имхотепа, и  позднее он был обожествлен как покровитель врачевания, особенно  почитавшийся в Мемфисе. Начиная с середины первого тысячелетия до н. э.  греки стали отождествлять его с Асклепием, богом медицины, обладавшим  способностью даже воскрешать мертвых. В древнеримской мифологии Асклепию  соответствует Эскулап.

Месть саркофага из разграбленной гробницы.

Одной из важнейших задач магов в Древнем Египте была охрана тайн и  покоя своих бывших хозяев и покровителей после их перехода в мир иной. И  они прекрасно справлялись с этой задачей как при жизни, так и после  смерти.

Имеется немало свидетельств тому, что в глубокой древности судьба  жестоко карала грабителей и осквернителей усыпальниц знатных египтян.  Широко известно о внезапной и загадочной гибели многих из тех, кто  принимал участие во вскрытии и исследованиях знаменитой гробницы фараона  Тутанхамона.

Но мало кто знает еще об одной, не менее таинственной и зловещей  истории, связанной со вскрытием могилы жрицы бога Амона-Ра, которая  около 3600 лет тому назад жила в городе Весет и была похоронена в Долине  царей поблизости от Бибан-эль-Мулюка. Ее могилу разграбили в 60-х годах  XIX века.

Мумия жрицы не сохранилась, но саркофаг с изображением женского лица  демонической красоты остался неповрежденным. Говорят, что всех, имевших  дело с этим саркофагом, настигала преждевременная и необъяснимая смерть.  В том числе и всех его сменявших друг друга обладателей.

А фотограф, делавший снимки саркофага, на одном из снимков якобы  увидел, как живое, лицо прекрасной египтянки со зловещей улыбкой на  устах. Последняя владелица реликвии спасла свою жизнь тем, что передала  ее в дар Британскому музею.

Но заклятие продолжало действовать. Когда стало очевидно, что после  приобретения саркофага смертность среди музейных работников резко  возросла, было принято решение упрятать мумию в подвальное помещение, а в  зале выставить копию.

Тем временем саркофагом заинтересовались американцы, и в 1912 году  была организована его тайная доставка в США. Реликвию упаковали в  простой ящик, в грузовом коносаменте и таможенной декларации он был  записан как «ящик с книгами».

10 апреля 1912 года в Саутгемптоне его погрузили на самый современный  и самый надежный пароход Королевской почтовой службы. Этим пароходом  был «Титаник», отправлявшийся в свой первый рабочий рейс.

А в ночь с 14 на 15 апреля произошло то, что известно каждому:  корабль-гигант столкнулся с огромным айсбергом и затонул. Из 2224  пассажиров спаслись только 710. Как выяснилось позже, на пути следования  «Титаника» роковой айсберг был единственным в радиусе нескольких  десятков миль.

автор  Вадим Ильин

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded