Categories:

Вся правда про персонажей русских сказок.

Русские сказки полны героев, имена которых мы знаем с самого раннего  детства и воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Но если  Михайло Потаповыч назван так просто за привычку топтаться и топать, то с  большинством других имен, отчеств и прозвищ все не так просто. Многие  из них были даны героям в стародавние времена и несли в свое время  огромную смысловую нагрузку.  

Лиса Патрикеевна

 Удивительно, но в отчестве этого персонажа увековечено имя одной  исторической личности, которая своей хитростью и изворотливостью, как  решила народная мудрость, может соперничать с лисой и даже быть ее  отцом. Речь идет о литовском князе Патрикее Наримунтовиче из рода  Гедиминовичей. В конце XIV века боярский совет Новгорода пригласил его  быть княжеским наместником. Приняли нового правителя с большими  почестями, однако в ближайшие годы он показал такие чудеса  изворотливости, что его имя, судя по всему, стало нарицательным.  Патрикей ловко интриговал, а также стал покровителем местных разбойников  и пиратов – ушкуйников. Правда, и новгородские владения он расширил –  забрал себе практически все южное побережье Финского залива и построил  для защиты новых земель крепость Ям, которая затем выросла в город  Кингисепп. Однако людская молва князя-хитреца не простила, и через  несколько лет с высокого поста его сместили. Патрикей же не растерялся и  поехал служить московскому князю Василию. Его потомками, кстати, были  знаменитые фамилии Куракиных и Голициных.   

Тугарин Змей

 Еще одна историческая личность на страницах русских сказок – это  половецкий хан Тугоркан, который очень досаждал нашим предкам в XI веке.  Объединив несколько орд, он вместе с ханом Боняком наголову разбил  войско печенегов и победил киевского князя Святополка Изяславовича.  Однако позднее, во время осады Переяславля, половецкое войско разбил  Владимир Мономах. Тугоркан и его сын были убиты, а былины и затем  детские сказки пополнились новым персонажем – злым богатырем, символом  дикой степи и язычества. Почему же он Змей (или Змеевич) - не совсем  ясно, возможно, потому что Тугоркан был из рода Шаруканидов, что  переводится как «змеи».  

Змей Горыныч

 Этот старорусский дракон, олицетворяющий все силы зла и необузданную  мощь природы, возможно, произошел от очень эпического образа. В  старинных сказках присутствовали уже забытые сегодня три  богатыря-великана: Горыня, Дубыня и Усыня. Олицетворяли они три стихии –  огня, земли и воды. Наделены были, соответственно, каждый своей  «суперспособностью», если переходить на язык современного детского  фольклора. Горыня (возможно, от слова «гореть») – владел огнем и обладал  невероятной силой: «На мизинце гору качает, горы сворачивает», Дубыня  олицетворял землю: «Дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю  пихает, а который низок, из земли тянет», а Усыня – воду: «Одним усом  реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут,  обозы едут». По одной из версий, огнедышащий Змей Горыныч – это  трансформировавшийся великан Горыня. Интересно, что именно эти три  мифических персонажа считаются прототипами трех богатырей – победителей  того самого воплощенного в Змее зла.  

Баба Яга и Кощей Бессмертный

Эти персонажи, несмотря на всю свою значимость для мифологии и  современных новогодних представлений, реальных или мифических прототипов  не имеют. Их имена произошли просто от старославянских слов,  характеризующих данных героев. Старинное «йега» - оставило след  практически во всех славянских языках. Близкие по значению и звучанию  понятия у разных народов означают «ужас», «опасность», «гнев» и даже  «злая баба» и «лесная ведьма» в чешском. В русском языке, кстати, такое  слово было утеряно, и единственно близким к нему считается «язва» -  впрочем, его значение очень близко к исходному.   

 Слово «кощей» использовалось нашим народом еще не так давно. Оно имело  два значения: «худой, костлявый человек» или просто «кость» и «пленник».  Именно так оно употребляется, например, в «Слове о полку Игореве». Так  что образ злого и костлявого владыки, к которому мы привыкли, явно  связан с именем этого персонажа. Интересно, что в берестяных грамотах  XII века из Новгорода и Торжка слово Кощей встречается как личное имя.   

Русалки

 Описание этого персонажа очень отличается не только у разных народов, но  даже и в славянской традиции – в сказаниях из отдельных областей. По  многочисленным версиям русалки в большей или меньшей степени связаны с  водой и не всегда доброжелательны к людям (чаще всего совсем не  расположены к ним). Их названия тоже очень многообразны: водяница,  купалка, мавка, водянтиха, шутовка, щекотиха. Слово «русалка» до XX века  в России воспринимали как книжное, «ученое». Скорее всего, оно имеет  действительно интересную древнюю историю. Согласно теории «римского  влияния», оно произошло от названия древнеримского праздника поминовения  предков — Розалии. Во время этих торжеств гробницы под песнопения  украшались венками из роз. Не все ученые согласны с такой трактовкой, но  право на существование подобная красивая версия имеет, так как  старославянские Русалии имели очень много общего с римскими по смыслу и  времени проведения.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded