Categories:

Кто такая Баба-Яга.

Ну… и кто же такая наша любимая Яга?  Во-первых, это не молоденькая девчушка, а вполне себе почтенная мадама,  иногда – скрюченная и жалкая, иногда – грозная и могучая, но обычно –  растрепанная, замызганная, неухоженная… в общем, грязнуля. Никогда не  подпоясывается, даром, что бюст у нее свисает ниже пояса, придавая ей  вид поистине устрашающий. Голова зачастую непокрыта, волосы – седые, а  лицо покрыто морщинами. Короче – это явно не «божий одуванчик». 

Хотя  ее именуют костяной ногой, мало кто эту самую ногу описывает; пожалуй,  из особых примет ее стоит исключить. Зубы во рту чаще всего железные и  очень острые. Нередко упоминаются когти, как у медведя; иногда яга  дерется ими, но не прочь и мечом помахать. Причем в поединке на мечах не  уступает богатырям! 

Введите описание картинки
Введите описание картинки

Происхождение  яги туманно, чтобы не сказать больше. Версию о том, что она — человек,  можно отмести с негодованием — слишком многое этому противоречит, да и  она сама не считает себя сродни адамовым детям. Одно время была очень  популярна версия, что «баба-яга» — переиначенное «бабай-ага», то есть  «старик» по-татарски, но как насчет Ежинки и Едзи-бабы? Да и не особо в  Польше-Чехии помнили татар. И еще менее вероятна гипотеза, связывающая  ее с диким племенем ягов, упомянутым в русской летописи. 

Широко  известна идея, что яга — нежить. Тут срабатывает и костяная нога (ясно  же, у кого нога костяная — у скелета! Да это и было в свое время  популярным эвфемизмом, поскольку о смерти и мертвецах говорить открыто  очень не любили), и конфигурация ее избушки (дескать, в домике на столбе  хоронили покойников), и зеленая кожа яги-великанши, и манеры брухи  (бруксы) пить кровушку и летать по ночам. Даже знаменитое «русским духом  пахнет!» можно привлечь к той же теории: по ряду поверий, мертвые не  видят живых, а живые мертвых (вспомните хотя бы толкиеновских назгулов),  и потому яга вынуждена (как и назгулы!) полагаться на нюх. 

Однако  святых имен яга заведомо не боится, питается отнюдь не как нежить, а  брукса обзаводится своими пакостными привычками лишь посмертно, при  жизни же все равно носит свое гордое имя и вполне соответствует статусу  яги. 

А  может, яга — богиня? У нее немало общих черт, например, с богиней  царства мертвых у скандинавов — Хель. Славянской яге даже приписывают  супружество с Велесом (хотя основания для этого, мягко говоря,  сомнительны); но вот западные яги в этот образ вписываются так себе, а с  отечественной они явно в родстве. Однако статус «младшего божества» ей  может подойти. 

Есть и версия, что яга — золотой идол-оракул сибирских народов; но тут концы с концами сходятся хуже. 

На  западе популярна гипотеза, что яга — разновидность огра (а может, и  просто самка этого вида); в этом случае, очевидно, настоящая форма яги —  великанская. Пристрастие к «русскому духу» можно пришить и к этой  гипотезе, огры тоже любят высказываться на сей счет. Непонятно, однако  же, почему яга живет в домике вполне человеческих пропорций? 

Быть  может, ее следует отнести к духам природы? Лешими она обычно командует,  ладит с английскими брауни и польскими хохликами. Курьи ножки опять же…  В качестве хозяйки леса яга очень даже смотрится. Этот вариант  отвергнуть сложнее всего, но и доводы в пользу жидковаты. Так что пока  оставим вопрос о ее происхождении открытым. Пускай генетики разбираются. 

Среди  серьезных физических недостатков яги специалисты отмечают низкую  скорость передвижения. Однако она вполне компенсируется техническими  средствами, как то: изба, ступа, иногда — помело. Изба яги снабжена  курьими ножками только у восточных славян и в Скандинавии; однако и в  Польше, и в Германии отмечалось, что домик так или иначе перебирается с  места на место, хотя ярко выраженных движителей не замечено. На  гусеницах, что ли? Кроме того, избушка эта либо говорящая, либо, по  меньшей мере, понимает речь человека, а также падка на любезное  обращение, что порой выходило яге боком. Ведь сама яга не считает нужным  проявлять вежливость к собственному «фургону»… 

Курьих  ножек то ли две, то ли четыре; есть сведения о том, что они могут и  запинать незваного гостя. Движется изба, судя по всему, размашистым  бегом наподобие страусиного, но не так чтобы очень быстро. 

Иногда  изба снабжается кодовым замком; обычно он имеет вид говорящего черепа,  которому нужно сообщить пароль. Бывают, впрочем, и более презентабельные  запоры — например, в виде кота или даже… повешенного на дверь калача. А  порой, напротив, дверь удерживают человеческие зубы или засов из  отрубленной руки либо ноги. 

Ступа  — личный автотранспорт средней грузоподъемности. Сейчас принято  считать, что ступа летает, но в ранних текстах она чаще бегает, что и  естественно, если учесть ее изрядную массу, никак не приспособленную к  полету. Развивает при этом приличную, но не запредельную скорость: судя  по времени, потребному на погоню за всадником, можно оценить ее  возможности примерно в 60 км/ч. 

Помимо  самой бабки ступа способна поднять груз порядка тонны; известны случаи  транспортировки десяти воинов в доспехах и с оружием. Правда, сидячих  мест в кузове ступы не предусмотрено. Зато она показывает выдающиеся  результаты на крэш-тестах: задокументированы случаи столкновения с избой  и даже тысячелетним дубом без вреда для аппарата. Некоторые очевидцы  отмечают, что ступа при движении изрыгает огонь; это дает уфологам  основания полагать, что ступа по сути своей тождественна летающей  тарелке и движется на реактивном принципе. 

Помело  поступило в автопарк яги сравнительно поздно; не исключено, что его яга  позаимствовала у смертных ведьм. Старинные источники обычно не  упоминают этого предмета, хотя обыкновенные ведьмы на шабаш на них  езживали. 

Помело  — замаскированный под домашнюю утварь летательный аппарат высокой  маневренности, способный на вертикальный взлет, пике и многое другое  (даже если не упоминать о том, что в некоторых небезызвестных школах  учат управлять им на высочайшем уровне, достаточном для спортивной игры с  четырьмя мячами). 

Максимальный  экипаж помела включает одного водителя и одного пассажира; два  пассажира представляют для аппарата серьезную угрозу, и попытка взлета с  таким грузом обычно ничем  хорошим не кончается. 

Но,  как я уже говорил, помело в этом качестве используется бабой-ягой  редко, это скорее транспорт ведьмы; у яги оно чаще служит частью ступы.  То она им рулит, то «след заметает».  А теперь несколько важных моментов по  поводу того, как с ягой поладить. Ответ на этот жизненно важный вопрос  сильно зависит от национальности яги. Отечественная яга, ее польские,  чешские, немецкие и французские родичи значительно лучше идут на  контакт, нежели скандинавские, британские и южнославянские. У последних,  впрочем, есть слабое место — падки на алкоголь; но если яга  повстречалась вам в Норвегии или Шотландии, лучше не надеяться на мирный  исход.  Впрочем, и среднерусская яга далеко  не всегда расположена к дружбе; но она, по крайней мере, обычно не прочь  побеседовать, прежде чем взяться за вас всерьез, а дальше все зависит  от вашего красноречия.  Изредка — очень изредка — разговор с  ягой проходит с позиции силы, но обычно делать этого не рекомендуется.  Напротив — миролюбивое, вежливое поведение, можно сделать старушке пару  комплиментов… но без излишнего подобострастия и скромности. Она должна  почувствовать, что вы знаете себе цену; яга готова поладить с героем, но  не с застенчивым Пьеро.  Яга обязана, как и джинн, блюсти ряд  местных обычаев; если вам случилось оказаться в курсе, постарайтесь это  сразу же показать («сперва гостя покорми, напои, в баньку своди, а там  уж и расспрашивай!»). Нечисть, как и стражи порядка в некоторых странах,  по-разному реагирует на вас — в зависимости от того, знаете ли вы свои  права. Сторонники теории «яга — нежить» полагают, что тут важна еще и  подкованность в области погребальных церемоний.  Хорошо также вступить в сговор с  кем-то из ее присных — например, с котом или даже с избой. А вот дарить  цветы, как поступил Ксенобайт, как раз не рекомендуется. Хотя к подаркам  она благосклонна.  Но, вообще-то, дело с ягой кончается  миром намного чаще, чем с большинством представителей «нечистой силы».  Она не испытывает вражды к людям как таковым, хотя и не слишком их  любит; нередко у нее есть свои счеты к врагам людей, которые она не  прочь свести при помощи человека, а иногда ей просто оказывается  симпатичен гость. Яга может снабдить важной информацией, а порой и  «помочь материально» (зельями, к примеру). Может выдать какого-нибудь из  своих слуг в помощь. Однако учтите: идти на контакт с ягой стоит только  мужчинам или подросткам. Женщинам и детям приближаться к избе крайне не  рекомендуется.  Вопреки расхожему представлению  (поддержанному церковью) яга никогда не была и не считалась однозначным  злом. Ее боялись (и справедливо), иногда приходилось сражаться с нею или  обманывать ее… но то же самое можно сказать и о человеке.
 Более того, рискну утверждать, что — хотя многие фольклористы  придерживаются иного мнения — относить ягу к нежити неверно. Она,  безусловно, имеет отношение к смерти (костяная нога тому наглядное  доказательство), но скорее в качестве младшего божества смерти, ее  привратника и так далее, чем в качестве ожившего мертвеца.  В играх яга популярна, но не  сногсшибательно. Чаще всего она выступает либо в виде замухрышки  малопонятного назначения (как в «Ведьмаке»), либо как огресса внушающих  размеров, либо как простая ведьма. Эх, жаль, что не делают наши хороших  игр, тогда бы Баба Яга точно заняла бы в них достойное место… Может  быть.  Ну…  и кто же такая наша любимая Яга? Во-первых, это не молоденькая  девчушка, а вполне себе почтенная мадама, иногда – скрюченная и жалкая,  иногда – грозная и могучая, но обычно – растрепанная, замызганная,  неухоженная… в общем, грязнуля. Никогда не подпоясывается, даром, что  бюст у нее свисает ниже пояса, придавая ей вид поистине устрашающий.  Голова зачастую непокрыта, волосы – седые, а лицо покрыто морщинами.  Короче – это явно не «божий одуванчик».   Хотя ее именуют костяной ногой, мало  кто эту самую ногу описывает; пожалуй, из особых примет ее стоит  исключить. Зубы во рту чаще всего железные и очень острые. Нередко  упоминаются когти, как у медведя; иногда яга дерется ими, но не прочь и  мечом помахать. Причем в поединке на мечах не уступает богатырям!     Происхождение яги туманно, чтобы не  сказать больше. Версию о том, что она — человек, можно отмести с  негодованием — слишком многое этому противоречит, да и она сама не  считает себя сродни адамовым детям. Одно время была очень популярна  версия, что «баба-яга» — переиначенное «бабай-ага», то есть «старик»  по-татарски, но как насчет Ежинки и Едзи-бабы? Да и не особо в  Польше-Чехии помнили татар. И еще менее вероятна гипотеза, связывающая  ее с диким племенем ягов, упомянутым в русской летописи.     Широко известна идея, что яга —  нежить. Тут срабатывает и костяная нога (ясно же, у кого нога костяная —  у скелета! Да это и было в свое время популярным эвфемизмом, поскольку о  смерти и мертвецах говорить открыто очень не любили), и конфигурация ее  избушки (дескать, в домике на столбе хоронили покойников), и зеленая  кожа яги-великанши, и манеры брухи (бруксы) пить кровушку и летать по  ночам. Даже знаменитое «русским духом пахнет!» можно привлечь к той же  теории: по ряду поверий, мертвые не видят живых, а живые мертвых  (вспомните хотя бы толкиеновских назгулов), и потому яга вынуждена (как и  назгулы!) полагаться на нюх.     Однако святых имен яга заведомо не  боится, питается отнюдь не как нежить, а брукса обзаводится своими  пакостными привычками лишь посмертно, при жизни же все равно носит свое  гордое имя и вполне соответствует статусу яги.     А может, яга — богиня? У нее немало  общих черт, например, с богиней царства мертвых у скандинавов — Хель.  Славянской яге даже приписывают супружество с Велесом (хотя основания  для этого, мягко говоря, сомнительны); но вот западные яги в этот образ  вписываются так себе, а с отечественной они явно в родстве. Однако  статус «младшего божества» ей может подойти.   Есть и версия, что яга — золотой идол-оракул сибирских народов; но тут концы с концами сходятся хуже.     На западе популярна гипотеза, что яга  — разновидность огра (а может, и просто самка этого вида); в этом  случае, очевидно, настоящая форма яги — великанская. Пристрастие к  «русскому духу» можно пришить и к этой гипотезе, огры тоже любят  высказываться на сей счет. Непонятно, однако же, почему яга живет в  домике вполне человеческих пропорций?   Быть может, ее следует отнести к  духам природы? Лешими она обычно командует, ладит с английскими брауни и  польскими хохликами. Курьи ножки опять же… В качестве хозяйки леса яга  очень даже смотрится. Этот вариант отвергнуть сложнее всего, но и доводы  в пользу жидковаты. Так что пока оставим вопрос о ее происхождении  открытым. Пускай генетики разбираются.     Среди серьезных физических  недостатков яги специалисты отмечают низкую скорость передвижения.  Однако она вполне компенсируется техническими средствами, как то: изба,  ступа, иногда — помело. Изба яги снабжена курьими ножками только у  восточных славян и в Скандинавии; однако и в Польше, и в Германии  отмечалось, что домик так или иначе перебирается с места на место, хотя  ярко выраженных движителей не замечено. На гусеницах, что ли? Кроме  того, избушка эта либо говорящая, либо, по меньшей мере, понимает речь  человека, а также падка на любезное обращение, что порой выходило яге  боком. Ведь сама яга не считает нужным проявлять вежливость к  собственному «фургону»…   Курьих ножек то ли две, то ли четыре;  есть сведения о том, что они могут и запинать незваного гостя. Движется  изба, судя по всему, размашистым бегом наподобие страусиного, но не так  чтобы очень быстро.   Иногда изба снабжается кодовым  замком; обычно он имеет вид говорящего черепа, которому нужно сообщить  пароль. Бывают, впрочем, и более презентабельные запоры — например, в  виде кота или даже… повешенного на дверь калача. А порой, напротив,  дверь удерживают человеческие зубы или засов из отрубленной руки либо  ноги.     Ступа — личный автотранспорт средней  грузоподъемности. Сейчас принято считать, что ступа летает, но в ранних  текстах она чаще бегает, что и естественно, если учесть ее изрядную  массу, никак не приспособленную к полету. Развивает при этом приличную,  но не запредельную скорость: судя по времени, потребному на погоню за  всадником, можно оценить ее возможности примерно в 60 км/ч.   Помимо самой бабки ступа способна  поднять груз порядка тонны; известны случаи транспортировки десяти  воинов в доспехах и с оружием. Правда, сидячих мест в кузове ступы не  предусмотрено. Зато она показывает выдающиеся результаты на крэш-тестах:  задокументированы случаи столкновения с избой и даже тысячелетним дубом  без вреда для аппарата. Некоторые очевидцы отмечают, что ступа при  движении изрыгает огонь; это дает уфологам основания полагать, что ступа  по сути своей тождественна летающей тарелке и движется на реактивном  принципе.     Помело поступило в автопарк яги  сравнительно поздно; не исключено, что его яга позаимствовала у смертных  ведьм. Старинные источники обычно не упоминают этого предмета, хотя  обыкновенные ведьмы на шабаш на них езживали.     Помело — замаскированный под домашнюю  утварь летательный аппарат высокой маневренности, способный на  вертикальный взлет, пике и многое другое (даже если не упоминать о том,  что в некоторых небезызвестных школах учат управлять им на высочайшем  уровне, достаточном для спортивной игры с четырьмя мячами).   Максимальный экипаж помела включает  одного водителя и одного пассажира; два пассажира представляют для  аппарата серьезную угрозу, и попытка взлета с таким грузом обычно ничем  хорошим не кончается.   Но, как я уже говорил, помело в этом  качестве используется бабой-ягой редко, это скорее транспорт ведьмы; у  яги оно чаще служит частью ступы. То она им рулит, то «след заметает».     А теперь несколько важных моментов по  поводу того, как с ягой поладить. Ответ на этот жизненно важный вопрос  сильно зависит от национальности яги. Отечественная яга, ее польские,  чешские, немецкие и французские родичи значительно лучше идут на  контакт, нежели скандинавские, британские и южнославянские. У последних,  впрочем, есть слабое место — падки на алкоголь; но если яга  повстречалась вам в Норвегии или Шотландии, лучше не надеяться на мирный  исход.   Впрочем, и среднерусская яга далеко  не всегда расположена к дружбе; но она, по крайней мере, обычно не прочь  побеседовать, прежде чем взяться за вас всерьез, а дальше все зависит  от вашего красноречия.   Изредка — очень изредка — разговор с  ягой проходит с позиции силы, но обычно делать этого не рекомендуется.  Напротив — миролюбивое, вежливое поведение, можно сделать старушке пару  комплиментов… но без излишнего подобострастия и скромности. Она должна  почувствовать, что вы знаете себе цену; яга готова поладить с героем, но  не с застенчивым Пьеро.     Яга обязана, как и джинн, блюсти ряд  местных обычаев; если вам случилось оказаться в курсе, постарайтесь это  сразу же показать («сперва гостя покорми, напои, в баньку своди, а там  уж и расспрашивай!»). Нечисть, как и стражи порядка в некоторых странах,  по-разному реагирует на вас — в зависимости от того, знаете ли вы свои  права. Сторонники теории «яга — нежить» полагают, что тут важна еще и  подкованность в области погребальных церемоний.     Хорошо также вступить в сговор с  кем-то из ее присных — например, с котом или даже с избой. А вот дарить  цветы, как поступил Ксенобайт, как раз не рекомендуется. Хотя к подаркам  она благосклонна.     Но, вообще-то, дело с ягой кончается  миром намного чаще, чем с большинством представителей «нечистой силы».  Она не испытывает вражды к людям как таковым, хотя и не слишком их  любит; нередко у нее есть свои счеты к врагам людей, которые она не  прочь свести при помощи человека, а иногда ей просто оказывается  симпатичен гость. Яга может снабдить важной информацией, а порой и  «помочь материально» (зельями, к примеру). Может выдать какого-нибудь из  своих слуг в помощь. Однако учтите: идти на контакт с ягой стоит только  мужчинам или подросткам. Женщинам и детям приближаться к избе крайне не  рекомендуется.     Вопреки расхожему представлению  (поддержанному церковью) яга никогда не была и не считалась однозначным  злом. Ее боялись (и справедливо), иногда приходилось сражаться с нею или  обманывать ее… но то же самое можно сказать и о человеке.     Более того, рискну утверждать, что —  хотя многие фольклористы придерживаются иного мнения — относить ягу к  нежити неверно. Она, безусловно, имеет отношение к смерти (костяная нога  тому наглядное доказательство), но скорее в качестве младшего божества  смерти, ее привратника и так далее, чем в качестве ожившего мертвеца.     В играх яга популярна, но не  сногсшибательно. Чаще всего она выступает либо в виде замухрышки  малопонятного назначения (как в «Ведьмаке»), либо как огресса внушающих  размеров, либо как простая ведьма. Эх, жаль, что не делают наши хороших  игр, тогда бы Баба Яга точно заняла бы в них достойное место… Может  быть.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded