?

Log in

No account? Create an account

Интересное в сети

Интересное в мире

Previous Entry Поделиться Next Entry
Что такое маевка
avtomat_kx

Маевка прочно связывается у нас с  выездом за город, теплыми деньками, поеданием шашлыка и увеселительными  прогулками. Как правило, очень мало кто знает об истории такого явления,  как маевка, более того, мало кто знает, что эта история прочно связана,  как с дореволюционной Россией, так и с нелегальными сборищами рабочих,  так и с древней богиней Майей. Все очень запутанно.  

Месяц май был назван в честь древней  богини Италии Майи, которая символизировала плодородие, жизненную силу  земли, посевов, вспахивания плодородной почвы и новых урожаев. Первый  день нового месяца был днем труда, изобилия и теплых дней, переходящих в  жаркие. Чем лучше отпразднованы эти дни, тем лучший урожай уготовит  народу богиня.

Собственно, подобные празднования были практически у всех  народов Европы, славяне — не исключение.

История маевок до революции

 С XVIII дворяне ввели моду устраивать  пикники на европейский манер с первыми теплыми майскими днями. Графья и  прочие светские лица выезжали на природу, где устраивали посиделки с  чаем, табачком и вкусностями под тентами и на траве. Свободные горожане,  перенимавшие образ жизни великосветских особ, тоже выбирались за город,  но размах был куда меньше. Моду на такие гулянья ввел, конечно, Петр I,  заимствовавший эту традицию у переселившихся в Россию европейцев,  продолжавших отмечать Вальпургиеву ночь: в ночь с 30 апреля на 1 мая.

Маевкам пытались придать православное  содержание. Церковь установила 2 мая днем почитания святых Бориса и  Глеба, но праздник все равно на много лет остался глубоко светским в  стане дворян и горожан. Крестьяне же отмечали Первомай, как день пророка  Иеремии, они называли его «Еремей-запрягальник».   


Долгое время 1 Мая был местным  праздником, отмечавшимся преимущественно в центральной России. В большей  части нашей страны праздник оставался рабочим днем. Но и там, где его  отмечали, его называли «полуднем»: все предприятия и ведомства работали  только до двух дня. Если погода была безоблачной, жители центральной  России брали балалайки, самовары, заранее приготовленную еду, баранки,  всех членов семьи и отправлялись за город. Молодые люди без семей  собирались группками и отмечали праздник отдельно. Самые популярные  места для маевок: берег реки, роща, лес. В Москве народ веселился в  Сокольниках, иногда в Марьиной роще, в начале ХХ — в Петровском парке. В  Петербурге самым популярным местом считался Екатерингофский парк.

Веселился русский народ практически до глубокой ночи, несмотря на то,  что утром нужно было идти работать.    Из столичных городов маевка  постепенно перебралась в провинцию. Празднования проходили в крупных  городах (Калуга, Самара, Петрозоводск и прочие) и в больших промышленных  селах.    Маевка была праздником для всех, но  каждое сословие отмечало ее по-разному. Для дворян маевка была очередным  способом выйти в люди, чтобы показать свои богатые наряды. Горожане  отправлялись за город, чтобы также похвастаться своими нарядами и  поесть. Но больше всего было представителей крестьянства, рабочих и  прочего бедного люда. Этот слой населения маевки любил всем сердцем и  никогда их не пропускал. Возможно, такая любовь объясняется небольшим  количеством радостей в жизни трудового люда.


Маевка и политика

Во времена правления Николая I,  прикрывавшего любые подозрительные и неподозрительные организованные  кружки и сборища людей, нелегальные маевки стали под частичным запретом.  Конечно, люди могли посещать популярные места для празднования, но  нелегальные сборы не поощрялись. В это же время, в середине XIX века, с  революционными движениями поднимают головы незаконные маевки, где  собираются будущие революционеры-профессионалы. Фактически, эти маевки  ничем не отличались от обычных народных. Революционеры пели песни,  провозглашали новые манифесты, делились подпольной литературой. Посещали  их рабочие, представители интеллигенции, мелкого дворянства и  студенчества. Последних было особенно много. Проводились такие маевки в  глухих лесах, приглашали туда только проверенных лиц. По сути, это был  веселый съезд революционно настроенных людей для сближения и обсуждения  планов.

 В революционной среде Первомай быстро  получил статус Международного праздника рабочих. Это название было  утверждено первым конгрессом II Интернационала. Почему именно эта дата  была определена для празднования? В честь увековечивания памяти  забастовки рабочих в Чикаго 1 мая 1886?г. Эти рабочие на забастовке в  Чикаго 1 мая 1886?г. требовали у своих нанимателей установить 8-часовой  рабочий день.   Как международный день солидарности  Первомай стал отмечаться с 1 мая 1890 года, когда в Варшаве прошла  первая стачка рабочих, на которую вышло десять тысяч человек. В России  первомайская стачка прошла через год в Петербурге, но собрала лишь  небольшое количество народа. В Москве первые праздничные демонстрации  прошли только через четыре года. А.К Лядов, русский композитор,  наблюдавший, как один из демонстрантов вытащил красное знамя с надписью  «Да здравствует Первое мая!», пишет: «Нет нужды говорить, что это только  простой красный кумач, но на нем чернилами выведена надпись: «Да  здравствует Первое мая!». Раздается могучее – ура! Первое свободное  «ура», почувствовавших волю».»   После происшедшего в Москве  революционная волна захватила Россию. Маевки проводятся в крупных и  малых городах и селах. Проводили 1 Май в России по-разному. У кого-то  были активные столкновения с полицией, у кого-то были забастовки, у  кого-то все было мирно и тихо. Конечно, маевка проводилась и в  традиционном виде: революционеры, куда более многочисленные, чем 50 лет  назад, отправлялись в леса и на островки рек, где пели «Дубинушку» и  читали манифесты. В 1899 году на одной такой встрече была придумана  песня «Праздник Первого мая», которая была очень известна в советское  время.   Однако  проводить Первомай было не просто — жандармерия в те годы была очень  сурова. Революционерам приходилось притворяться членами семьи и старыми  друзьями, чтобы встретиться и обсудить свои дела. Полиции было трудно  определить: едут ли эти рабочие отдохнуть культурно или отдохнуть  революционно. Люди с виду приличные, закуска, вино, водка, даже самовар и  баян в наличии — ничем не отличаются от нормальных людей. Одни  революционеры ухитрились даже провести свою встречу в мужском монастыре в  квартире дьякона!    В 1905 — 1906 году в демонстрациях  замечено все больше и больше молодежи. Политические заключенные тоже  празднования первое мая: они вывешивали на тюремные решетки красные  куски ткани, красную одежду и пели революционные песни. Конечно, такое  поведение не считалось нормой. В 1907 году руководство одной самарской  тюрьмы требовала снять красное знамя с окон тюрьмы, но заключенные  всячески отказывались. В потасовке охрана тюрьмы застрелила одного из  бунтовщиков.    Крестьяне особого энтузиазма к 1 Маю  не проявляли, несмотря на активное желание бунтовщиков приучить людей к  такому празднику. Конечно, революционеры склонили на свою сторону  некоторых людей, но большинство их продолжало думать, что 1 Мая — это  приятный таинственный праздник, который сулит красочное будущее. К 1917  году маевка стала народным праздником, руководству страны пришлось даже  сделать ее нерабочим днем.  

Маевка и СССР

После Октябрьской революции 1 Мая стало  одним из важнейших советских торжеств. Его сделали «красным днем  календаря» и дополнили несколькими нерабочими днями, чтобы побольше  порадовать народ. В СССР праздник отмечали всем миром, яркими  демонстрациями и парадами. В демонстрациях участвовали ветераны,  передовики производства, школьники, военные и прочий люд. 1 Май отмечали  народными гуляниями, а вот 2 число мая отмечается с семьей и друзьями  на природе. Это было возвращение к традиционной маевке.    В эпоху «брежневского застоя», когда  активно распространялись бардовские фестивали, КСП и досуг на природе в  палатках, для большинства людей 1 Май был началом палаточного сезона,  хотя особые фанаты отдыха на природе выезжали в леса еще в марте.  Праздник стал, несмотря на демонстрации, абсолютно аполитичным и  вернулся к истокам — труду, плодородию, миру. Многие исследователи  считают, что в СССР маевка носила этакий полуязыческий подтекст.   Последняя официальная первомайская  демонстрация состоялась 1 мая 1990 года. В 1992 году праздник  переименовали в «Праздник весны и труда», что более соответствовало духу  времени, но политический подтекст у 1 мая остался: до сих пор оппозиция  в России считает своим долгом проводить демонстрации и митинги в этот  день.



Последние записи в журнале