avtomat_kx (avtomat_kx) wrote,
avtomat_kx
avtomat_kx

Categories:

Древнеславянские боги (продолжение)

Лед

Лед — этому божеству  славяне молились об успехе в сражениях, он почитался правителем  воинских действий и кровопролитий. Это свирепое божество изображалось в  виде страшного воина, вооруженного в славянскую броню, или всеоружие.  При бедре меч, копье и щит в руке.

У него были свои храмы.  Собираясь в поход против неприятелей, славяне молились ему, прося помощи  и обещая в случае удачи в воинских действиях обильные жертвы.





Лель

Лель— в мифологии  древних славян бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О  Леле – этом веселом, легкомысленном боге страсти – до сих пор напоминает  слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви  Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство  вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался Лель в виде  златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и  неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть – это пламенная, жаркая  любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос  или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а  Лель возжигал их своим ярым пламенем.

Священной птицей его  считался аист (цапля). Другое название этой птицы в некоторых славянских  языках – лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки –  символы весны.





Макошь

Одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна.

Имя ее составлено из двух частей: «ма» — мать и «кошь» — кошелка,  корзина, кошара. Макошь — мать наполненных кошей, мать хорошего урожая.

Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня  урожая, подательница благ. Урожай каждый год определяет жребий, судьба,  поэтому ее еще почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при ее  изображении — рог изобилия.

Эта богиня связывала отвлеченное  понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала  домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых.  Конкретное понятие «пряха» связывалось с метафорическим: «прядение  судьбы».

Макошь покровительствовала браку и семейному счастью.  Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая  по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Макоша  опрядет».







Морена

Морена (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара) — богиня смерти, зимы и ночи.

Мара – богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая  красивая девушка с черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя  назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть,  но в то же время она же дарует и жизнь.

Одним из излюбленных  занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом  подобно греческим Мойрам использует для рукоделия нити судьбы живых  существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов,  обрезая нить существования.

Мара рассылает по всему свету своих  посланниц, которые являются людям в облике женщины с длинными черными  волосами или в облике двойников людей, которым предназначено  предостережение, и предвещают о скорой смерти.

В часть Мары не  возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать  где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини,  вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали  камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень  или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения  обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо  сбрасывалось в реку.

Почитали Мару 15 февраля, а в дар богине  смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных  эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь  непосредственно у алтаря.

Встречая весну торжественным  праздником, славяне совершали обряд изгнания Смерти или Зимы и повергали  в воду чучело Мораны. Как представительница зимы Морана побеждается  весенним Перуном, который разит ее своим кузнечным молотом и на все  летнее время низвергает ее в подземную темницу.

Согласно с  отождествлением Смерти с грозовыми духами, древнее верование заставило  этих последних исполнять ее печальную обязанность. Но так как громовник и  его спутники являлись и устроителями небесного царства, то понятие о  Смерти раздвоилось, и фантазия изображала ее то существом злым,  увлекающим души в подземный мир, то посланницею верховного божества,  сопровождающею души усопших героев в его небесный чертог.

Болезни рассматривались нашими предками как сопутницы и помощницы Смерти.







Перун

Бог-громовержец,  божество победоносное, карающее, явление которого возбуждает страх и  трепет. Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев  Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии.

Его  представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной  золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу,  вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых.

По  свидетельству же Нестора, деревянный идол Перуна, поставленный в Киеве,  имел на серебряной голове золотые усы.Со временем Перун стал  покровителем князя и его дружины.

Капища в честь Перуна всегда  устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в  округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба — это могучее  дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну,  устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам  обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось  дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался  как идол.







Радегаст

Радегаст  (Редигость, Радигаст) — молниеносный бог, убийца и пожиратель туч, и  вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом весны. Земной  огонь, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар смертным,  быстролетною молниею, и потому с ним также соединялась идея почетного  божественного гостя, пришельца с небес на землю.

Русские  поселяне чествовали его именем гостя. Вместе с этим он получил характер  бога-сберегателя всякого иноплеменника (гостя), явившегося в чужой дом и  отдавшегося под защиту местных пенатов (т.е. очага), бога-покровителя  приехавших из дальних стран купцов и вообще торговли.

Славянский Радигость изображался с головою буйвола на груди.






Сварог

Сварог-бог-создатель земли и небес. Сварог – источник огня и его  повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а  руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь.  Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю;  боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для  приготовления в ней священного напитка.

Как и Род, Сварог –  бог-творец, он продолжил формирование этого мира, изменяя его  изначальное состояние, совершенствуя и расширяя. Впрочем, излюбленным  занятием Сварога является кузнечное дело.

Капища в честь Сварога  устраивали на холмах, поросших деревьями или кустарниками. Центр холма  очищали до земли и на этом месте разводили костер, дополнительно идолов в  капище не устанавливалось.






Святобор

Святобор – бог  леса. Внешне он выглядит как состарившийся богатырь, представляя собой  старика крепкого телосложения, имеющего густую бороду и одетого в  звериные шкур

Святобор яростно охраняет леса и нещадно  наказывает тех, кто им вредит, в некоторых случаях наказанием может  стать даже смерть или вечное заключение в лесу в облике зверя или  дерева.

Женат Святобор на богине охоты Деване.

Капища в  честь Святобора не устраивались, их роль выполняли рощи, боры и леса,  которые признавали священными и в которых не велась ни вырубка леса, ни  охота.






Семаргл

Одним из  Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке считают  только небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением  семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.

В  древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет.  Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него  божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден  огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти.  Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный  след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.

Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага,  хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.

Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько  свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а  непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух,  заменяя иносказаниями. С Огнем славяне связывают возникновение людей. По  некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек,  между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви. Семаргл не  пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один  день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов  Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего  равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у  Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.






Стрибог

В  восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю  и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А  вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика,  обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине  моря-океяна.

Капища Стрибога устраивали на берегах рек или  морей, особенно часто они встречаются в устьях рек. Капища в его честь  никак не огораживались от окружающей территории и обозначались лишь  изготовленным из дерева идолом, который устанавливался лицом на север.  Перед идолом также водружался большой камень, который выполнял роль  алтаря.







Триглав

В  древнеславянской мифологии это единение трех главных сущностей-ипостасей  богов: Сварога (творение), Перуна (закон Прави) и Святовита (свет)

Согласно различным мифологическим традициям в Триглав включали разных  богов. В Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и  Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных  славян) — из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, — из Перуна,  Дажьбога и Стрибога.

Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.






Хорс

Хорс (Корша, Коре,  Корш) — древнерусское божество солнца и солнечного диска. Он известен  больше всего у юго-восточных славян, где солнце просто царит над всем  остальным миром. Хорс, в славянской мифологии бог Солнца, хранитель  светила, сын Рода, брат Велеса. Не все боги у славян и русов были  общими. Например, до прихода на берега Днепра русов здесь не знали  Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом с Перуном.  Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов,  зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца — Хорсету. Это  слово имело и более широкое значение — «сияние», «блеск», а также  «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» —  особая отмеченность богами, избранность.

Капища в честь Хорса  устраивали на небольших возвышенностях посреди лугов или небольших рощ.  Идол изготавливали из дерева и устанавливали на восточном склоне холма. А  в качестве подношения использовался специальный пирог «хорошуль» или  «курник», который крошился вокруг идола. Но в большей степени для  воздания почести Хорсу применялись танцы (хороводы) и песни.





Чернобог

Бог холода,  уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и  черного. Считается, что Чернобог-прообраз Кащея бессмертного из сказок  .Кащей – культовый персонаж славянской мифологии, чей  народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кащей  Чернобогвич был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие  братья – Горын и Вий – боялись и уважали Кащея за великую мудрость и  столь же великую ненависть к врагам отца – Ирийским богам. Кащей владел  самым глубоким и мрачным царством Нави – Кощеевым царством,

Чернобог – правитель Нави, бог времени, сын Рода. В славянской мифологии  он является создателем мира вместе с Родом и Белбогом. Внешне  представлялся в двух ипостасях: в первой он выглядел как сгорбленный  худой старик с длинной бородой, серебряными усами и кривой палкой в  руках; во второй изображался как мужчина средних лет худощавого  телосложения, одетый в черные одежды, но, опять же, с серебряными усами.

Вооружен Чернобог мечом, которым владеет мастерски. Хотя он способен  мгновенно оказаться в любой точке Нави, передвигаться предпочитает  верхом на огненном жеребце.

После сотворения мира Чернобогу под  покровительство досталась Навь — мир мертвых, в котором он одновременно  является правителем и пленником, так как, не смотря на всю свою силу, он  не в состоянии покинуть его пределы. Божество не выпускает из Нави души  людей, попавших туда за грехи, однако сфера его влияния одной Навью не  огранивается. Чернобог сумел обойти наложенные на него ограничения и  создал Кощея, который является воплощением правителя Нави в Яви, при  этом сила бога в другом мире значительна меньше реальной, но все же  позволила распространить свое влияние и на Явь, и лишь в Прави Чернобог  никогда не появляется.

Капища в честь Чернобога изготавливали из  темных пород камня, деревянный идол полностью обивали железом, кроме  головы, на которой металлом отделаны были лишь усы.






Ярило

Ярило – бог весны и  солнечного света. Внешне Ярило выглядит как молодой юноша с рыжими  волосами, одетый в белые одежды с цветочным венком на голове. Этот бог  передвигается по свету верхом на белом коне.

Капища в честь  Ярилы устраивались на вершине холмов, поросших деревьями. Вершины холмов  очищали от растительности и на этом месте возводили идол, перед которым  устанавливали большой белый камень, который иногда мог находиться и у  подножья холма. В отличие от большинства других богов, жертвоприношений в  честь бога весны не было. Обычно божество почитали песнями и танцами на  капище. При этом одного из участников действия непременно наряжали  Ярилой, после чего он становился центром всего празднества. Иногда  изготавливали специальные фигурки в образе людей, их приносили на  капище, а затем разбивали об установленный там белый камень, считается,  что это приносит благословение Ярилы, от которого и урожай будет больше,  и сексуальная энергия выше.








Немного о мироустройстве славян

Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо,  Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе  и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром.  Соответственно крона дерева достигает Мира Богов на небесах – Ирий или  Сваргу, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с  подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена и  другие «тёмные» Боги. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями;  над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь то и  находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки  людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира  было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной  частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно  попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют  по-разному. Это может быть и дуб, и явор, ива, липа, калина, вишня,  яблоня или сосна.

В представлениях древних славян, Мировое Древо  находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является  центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его  ветвях живут светлые Боги, а в корнях тёмные Боги. Образ этого дерева  дошёл до нас, как в образе различных сказок, сказаний, былин, заговоров,  песен, загадок, так и виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах,  украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как  описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок,  бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём:  «…медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды,  на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце…». Конь этот –  мифологический символ всей вселенной.


Tags: бог, история, русские, словяне
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments