?

Log in

No account? Create an account

Интересное в сети

Интересное в мире

Previous Entry Поделиться Next Entry
Древнеславянские боги
avtomat_kx

Древнеславянский пантеон очень сложен  по своей структуре и многочисленен по составу. Большинство богов  отождествлялось с различными силами природы, хотя были и исключения,  самым ярким примером которых является Род – бог-творец. Из-за схожести  функций и свойств некоторых богов сложно наверняка определить, какие  имена являются лишь вариациями наименований одного и того же бога, а  какие принадлежат разным богам.




Весь пантеон можно разделить на два  больших круга: старшие боги, которые правили всеми тремя мирами в  первозданном этапе, и второй круг – молодые боги, которые взяли бразды  правления в новом этапе. При этом одни старшие боги присутствуют и в  новом этапе, а другие исчезают (точнее нет описаний их деятельности или  вмешательства во что либо, но память о том, что они были, остается).

В славянском пантеоне отсутствовали четкая иерархия власти, которая  заменялась родовой иерархией, где сыновья подчинялись отцу, но братья  были равны между собой. У славян не было ярко выраженных злых богов и  добрых богов. Одни божества даровали жизнь, другие ее забирали, но все  почитались в равной степени, так как славяне верили, что существование  одного без другого невозможно. При этом добрые по своим функциям боги  могли карать и причинять вред, а злые наоборот помогать и спасать людей.  Таким образом, боги древних славян были очень похожи на людей не только  внешне, но и по характеру, так как одновременно несли в себе и добро и  зло.


Внешне боги были похожи на людей, при этом большинство из  них могло превращаться в животных, в образе которых они обычно и  представали перед людьми. От обычных существ богов отличали  сверхспособности, которые позволяли божествам изменять окружающий мир.  Каждый из богов обладал властью над одной из частей этого мира.  Воздействие на другие части неподвластные божествам были ограничены и  носили временный характер.





Род

Самым древнейшим  верховным мужским божеством у славян был Род. Уже в христианских  поучениях против язычества ХII-ХIII вв. о Роде пишут как о боге,  которому поклонялись все народы.
Род был богом неба, грозы,  плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь,  и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого,  являлся языческим богом-творцом.
В славянских языках корень «род»  означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие  понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и  молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Это разнообразие  однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.
 Род – бог-творец, вместе со своими сыновьями Белбогом и Чернобогом он  создал этот мир. В одиночку Род создал в море хаоса Правь, Явь и Навь, а  вместе с сыновьями сотворил землю.
Солнце вышло тогда, из лица Его.  Месяц светлый — из груди Его. Звезды частые — из очей Его. Зори ясные —  из бровей Его. Ночи темные — да из дум Его. Ветры буйные — из дыхания…  («Книга Коляды»)

У славян не было представлений о внешнем виде Рода, поскольку он никогда не являлся непосредственно перед людьми.





Капища в честь божества устраивались на  холмах или просто больших открытых участках земли. Его идол имел  фаллическую форму или просто выполнялся в виде столба, окрашенного в  красный цвет. Иногда роль идола и вовсе выполняло обычное дерево,  растущее на холме, особенно если оно было достаточно древним. Вообще  славяне верили, что Род есть во всем и потому поклоняться ему можно где  угодно. Жертвоприношений в честь Рода не было. Вместо них устраиваются  праздники и пиршества, которые проводятся непосредственно возле идола.

Спутницами Рода были Рожаницы-женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага.






Белбог

Сын Рода, бог  света, добра и справедливости. В славянской мифологии является  создателем мира вместе с Родом и Чернобогом. Внешне Белбог представлялся  в виде седовласого старца, одетого как волхв

Белобог в  мифологии наших предков никогда не выступал в роли самостоятельного  единичного персонажа. Как любой объект в мире Яви имеет тень, так и у  Белобога есть его неотъемлемый антипод – Чернобог. Схожую аналогию можно  обнаружить в древнекитайской философии (инь и ян), в инглиизме  исландцев (руна юдж) и во многих других культурно-религиозных системах.  Белобог, таким образом, становится воплощением светлых человеческих  идеалов: добра, чести и справедливости.

Святилище в честь  Белбога устраивали на холмах, обращая идола лицом на восток, навстречу  восходу. Впрочем, почитали Белбога не только в святилище божества, но и  на пирах, обязательно произнося тост в его честь.





Велес

Один из величайших богов древнего  мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес  привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес – «скотий бог»  – хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень,  толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и  тоговцев, бог удачи. Правда, некоторые источники указывают на него, как  на бога смерти…

В настоящий момент среди различных  языческих и родноверческих направлений достаточно популярным текстом  является Велесова книга, которая стала известна широкой общественности в  1950-ые годы минувшего века благодаря исследователю и писателю Юрию  Миролюбову. Велесова книга фактически представляет собой 35 березовых  дощечек, испещренных символами, которые ученые-языковеды (в частности,  А. Кур и С. Лесной) называют славянской докириллической письменностью.  Любопытно, что оригинальный текст действительно не похож ни на  кириллицу, ни на глаголицу, но и черты славянской рунницы представлены в  нем опосредованно.

Несмотря на большое распространение и  массовое почитания этого бога, Велеса всегда отделяли от остальных  богов, его идолы никогда не ставились в общих капищах (священных местах,  в которых устанавливали изображения основных богов этой территории).

С образом Велеса связано два животных: бык и медведь, в капищах  посвященных божеству волхвы зачастую держали медведя, который играл  ключевую роль в проводимых обрядах.





Даждьбог

Бог Солнца,  податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Символом  Даждьбога исконно считался солнечный диск. Его цвет – золото, говорящее о  благородстве этого бога и его непоколебимой силе. Вообще у наших  предков было три основных солярных божества – Хорс, Ярила и Даждьбог. Но  Хорс являлся солнцем зимним, Ярило – весенним, а Даждьбог – летним.  Безусловно, особого почтения заслуживал именно Даждьбог, так как от  летнего положения солнца на небесном своде для древних славян, народа  землепашцев, зависело очень многое. При этом Даждьбог никогда не  отличался крутым нравом, и если внезапно нападала засуха, то этого бога  наши предки никогда не винили.

Капища Даждьбога устраивались на  холмах. Идола изготавливали из дерева и ставили лицом на восток или на  юго-восток. В дар божеству приносили перья уток, лебедей и гусей, а  также мед, орехи и яблоки.







Девана

Девана – богиня  охоты, жена бога лесов Святобора и дочь Перуна. Славяне представляли  богиню в виде красивой девушки, одетой в нарядную кунью шубу,  отороченную белкой. Поверх шубы красавица надевала медвежью шкуру, а  голова зверя служила ей шапкою. С собой дочь Перуна носила превосходный  лук со стрелами, острый нож и рогатину, с какой ходят на медведя.

Прекрасная богиня не только охотилась на лесных животных: она сама  обучала их, как следует избегать опасностей и переносить суровые зимы.

Девану в первую очередь почитали охотники и звероловы, они молили  богиню даровать удачу в охоте, а в благодарность приносили часть своей  добычи в ее святилище. Как считалось, именно она помогала отыскать в  густом лесу тайные тропы животных, избегать стычек с волками и  медведями, ну а если встреча все же состоялась, выйти человеку из нее  победителем.






Доля и Недоля

Доля — добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.

Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями  золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету —  преград нет: болото, река, лес, горы — Доля вмиг одолеет.

Не  любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу  дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого, злого человека  уйдет.

НЕДОЛЯ (Нужа, Нужда)— богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.

Доля и Недоля — не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие  объективного бытия, а напротив — живые лица, тождественные девам  судьбы.

Они действуют по собственным расчетам, независимо от  воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в  довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность  Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует — беда  следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда  засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его».






Догода

Догода (Погода) —  бог прекрасной погоды и нежного, приятного ветерка. Молодой, румяный,  русокудрый, в васильковом венке с голубыми, по краям позолоченными  крыльями бабочек, в среброблестящей голубоватой одежде, держащий в руке  шипок и улыбающийся цветам.







Коляда

Коляда —  солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а  также персонаж праздников, сходный с Авсенем.

Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 6 января.

«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством,  причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали  предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые  впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение  Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась  славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в  новогодние празднества веселые ватаги молодежи» (А. Стрижев. «Народный  календарь»).







Крышень

Сын Всевышнего и  богини Майи, доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя был  значительно младше его. Вернул людям огонь, сразился на берегу  Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.





КУПАЛО

Купало (Купайла) — плодотворящее божество лета, летняя ипостась бога Солнца.

«Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же  безумный за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше  настати жатва».

Его праздник посвящен дню летнего солнцестояния,  самому долгому дню в году. Священной была и ночь, накануне этого дня –  Ночь накануне Купало. Всю эту ночь продолжались пирования, игрища и  массовые купания в водоемах.

Ему жертвовали перед сбором хлеба,  23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе  Купальницей. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь,  плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь.  Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и  после купались в реке.

В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.






Лада

ЛАДА (Фрея, Прея, Сив или Зиф) — богиня юности и весны, красоты и плодородия, всещедрая матерь, покровительница любви и браков.

В народных песнях «ладо» до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа.

Наряд Фреи сияет ослепительным блеском солнечных лучей, красота ее  очаровательна, а капли утренней росы называются ее слезами; с другой  стороны, она выступает воинственной героинею, носится в бурях и грозах  по небесным пространствам и гонит дождевые тучи. Кроме того — это  богиня, в свите которой тени усопших шествуют в загробный мир. Облачная  ткань есть именно та пелена, на которой душа, по смерти человека,  возносится в царство блаженных.

По свидетельству народных  стихов, ангелы, являясь за праведною душою, принимают ее на пелену и  несут на небо. Культом Фреи-Сивы объясняется суеверное уважение,  питаемое русскими простолюдинами к пятнице, как дню, посвященному этой  богине. Кто в пятницу дело начинает, у того оно, по пословице, будет  пятиться.

У древних славян береза, олицетворявшая богиню Ладу, считалась священным деревом.



Последние записи в журнале