Интересное в сети

Интересное в мире

Previous Entry Поделиться Next Entry
Как относились к иноверцам в Российской империи!!!
avtomat_kx

Российская империя по сравнению с другими государствами той эпохи
была достаточно веротерпимой страной. Однако и здесь определенные
категории верующих подвергались притеснениям и гонениям. Некоторые
конфессии при одних монархах были в фаворе, а при других впадали в
немилость. Больше всего ограничений было у представителей нетерпимых
властями сект. Но даже представители христианских религий периодически
испытывали трудности.


Отношение к иноверцам в Российской империи




Ограничения католиков и покровительство протестантам


Доброжелательное отношение царской России к католикам началось во
времена прозападной политики Петра I, привлекавшего в страну множество
иностранцев соответствующего исповедания. Указом от 1780 года Екатерина
II велела униатам переходить в православие, а умиравших униатских
священников заменять православными, параллельно искореняя униатские
нормы богослужений.


Отношение к иноверцам в Российской империи


Католический собор на грузинской улице в Москве.


Ситуация улучшилась со времен царствования Павла Первого, имевшего
титул Великого Магистра в Мальтийском ордене. Но после польского
восстания 1830-1831 гг. гнет возобновился: закрывались монастыри,
мещанам католического вероисповедания запрещалось приобретать
собственность и арендовать земли, ограничивалось католическое
образования.


Отношение к иноверцам в Российской империи


Современные российские католические епископы.


Браки православных и католиков разрешались лишь при условии, что
совместные дети будут креститься по православному обряду, а жена не
перейдет в католицизм. В 1905-м Николай II издал Манифест о
веротерпимости, что спровоцировало массовый переход православных в
католицизм. По официальным данным, с 1905 по 1909 год католиками стали
233 тысячи человек.


Положение протестантов в Российской империи всегда было более
выгодным. Протестантизм пришел в Россию с иностранными купцами,
ремесленниками и военными наемниками. Со временем их потомки принимали
российское подданство, и протестантизм становился религией части
русского общества.


Отношение к иноверцам в Российской империи


Группа протестантов, 17 век.


По приглашению Ивана Грозного в Москву съезжались европейские медики,
аптекари, торговцы и художники, исповедующие эту веру.
Покровительствовал протестантам и Алексей Михайлович, приближавший их ко
двору и устраивавший на военную и гражданскую службу. Особо теплое
отношение к ним также испытывал Петр Великий, поощрявший браки членов
царской семьи с высокопоставленными европейцами-лютеранами.


Указами Екатерины II иностранным колонистам гарантировались
значительные льготы, свобода исповедания и освобождение от обязательной
службы. В Российскую империю тянулись тысячи иностранцев преимущественно
лютеранского вероисповедания, гонимые за свои религиозные убеждения на
родине.


Предвзятые требования к иудеям


Несмотря на то, что в царской России существовала крупнейшая в мире
еврейская община, иудеи жестко ограничивались в передвижениях и
расселении по русским землям. Еврейское образование считалось
бесполезным, а еврейский язык — едва ли не жаргоном.


Отношение к иноверцам в Российской империи


Еврейский погром в Киеве.


При царе Алексее Михайловиче перешедшим в православие евреям
полагались крупные пожалования. Притеснял иудей и Петр I, отклоняя
запросы еврейских купцов о въезде в Российскую империю. Указом Екатерины
I в 1727 году евреев выселяли за пределы России, а императрица
Елизавета Петровна методично продолжала политику предшественницы. По
воле Екатерины II иудеям для заселения предлагались лишь пустынные
пограничные районы. Имелся и ряд существенных ограничений при приеме
евреев в учебные заведения, на государственную службу.


В конце 18 века еврейское население облагалось дополнительными
налоговыми сборами и лишалось права осваивать привычные виды
деятельности (аренда земель, ростовщичество, торговля). Считалось, что
своим предпринимательством евреи разоряли местных крестьян. При Николае I
государство всячески вмешивалось во внутреннюю жизнь общины, запрещая
иудейские традиции (привычное ношение пейсов и национальной одежды).


Эволюция отношений с мусульманами


Территориальное расширение России с включением в состав новых земель
привело в русское подданство мусульман. В XIX веке ислам стал второй
конфессией Российской Империи по числу верующих, при этом магометане
ограничивались в своих правах и возможностях.


Мусульмане не могли занимать должности в органах управления и в сфере
образования. При этом им навязывались правила христианской жизни, часто
конфликтующие с нормами шариата. Но с приходом к власти Екатерины II
случился переломный момент в государственных религиозных взглядах, что
усилило правовой статус мусульман в империи. Отныне официально
утверждалось право мусульман на многоженство, причем интересы жен
защищались юридически.


Отношение к иноверцам в Российской империи


Группа депутатов II Думы мусульманской фракции. 1907 год.


Узаконились хадж и присяга по исламским догматам. В 1788-м создана
первая официальная мусульманская организация России — Оренбургское
магометанское духовное собрание. Российскими мусульманами теперь
управлял муфтия, кандидатура которого избиралась мусульманским
обществом, после чего утверждалась императором.


Терпимость по отношению к буддийским иноверцам


Буддизм в Россию пришел вместе с калмыками, принявшими российское
подданство. С XVII века религия распространилась и в Бурятии, куда ее
принесли тибетские и монгольские ламы (монахи). При Елизавете Петровне
буддизм признавался как «терпимое» и разрешенное вероисповедание.


Отношение к иноверцам в Российской империи


Селенгинские буряты-буддисты.


Через контролируемого главу бурятских буддистов Пандито Хамбо-ламы,
утвержденного Екатериной II, власть реализовывала свои имперские
инициативы в среде бурят-монголов и частично эвенков. Монаршие указы 18
века регламентировали все вероисповедные дела буддистов-бурятов, ламам
под угрозой смертной казни запрещалось переходить границу и иметь
контакты с иностранцами.


В первой половине 19 века российские власти ограничивали число
ламаистских монастырей и продолжали контролировать иностранные связи,
опасаясь соседства иноверцев с буддийской империей Цин. В начале 20 века
буддизм стал одной из господствующих религий народов Забайкалья. В
период противостояния с Британией в Азии Россия разыграла буддийскую
карту, предоставив иноверцам больше свобод. А Николай II, беря во
внимание выгоды от укрепления дружбы с Тибетом, даже дал добро на
строительство буддийского монастыря в Петербурге.


Непризнанные и преследуемые конфессии


Две последних ступеньки религиозной иерархии Российской империи
занимали непризнанные конфессии. Предпоследний уровень отводился
сообществам, которые «терпелись» на бытовом уровне. В эту категорию
входили старообрядцы, именовавшиеся раскольниками. Их подвергали
всевозможным ограничениям, но сама по себе принадлежность к их
вероисповеданию преступлением не считалась.


Отношение к иноверцам в Российской империи


Старообрядцы. Деревня Кузнецово Семеновского уезда.


На последнем уровне находились непризнанные и нетерпимые сектанты:
филипповцы, поморцы, пашковцы, субботники, молокане, духоборы, хлысты и
др. Имперская политика запрещала им свободно проповедовать свою религию.
Поэтому в метрические книги в основном не заносились факты рождения и
смерти иноверцев, а также информация о заключении среди них браков.


Религиозная деятельность сектантов преследовались государством в
административном и даже уголовном порядке. За совращение православных
прихожан в нехристианскую веру законодательством полагалась многолетняя
каторга. Тюрьмой наказывали представителей «иностранных исповеданий»,
посмевших в какой-либо форме оскорбить православного священнослужителя.
Борьба государства с непризнанными религиями привела к тому, что
количество русских сектантов сократилось в разы, а некоторые группы
исчезли совсем.




Последние записи в журнале


?

Log in

No account? Create an account