В творческом арсенале каждого актера есть роли, которые становятся
его визитной карточкой и приносят славу, признание и успех у миллионов
зрителей. Для Юрия Никулина такими стали роли в комедиях Гайдая. Однако
их могло бы быть больше, если бы актер сам не упустил шанс сыграть в
культовых фильмах Рязанова и Гайдая, которые принесли популярность
другим актерам, хотя изначально эти роли писались специально под
Никулина.
Эльдар Рязанов заранее знал, кто должен был сыграть Деточкина в его
комедии «Берегись автомобиля» – сценарий писался под Юрия Никулина.
Однако незадолго до начала съемок вдруг выяснилось, что цирк, в котором
работал Никулин, уезжает на гастроли за границу на несколько месяцев.
Никого, кроме него, в этом образе Рязанов не видел, к тому же актер уже
начал учиться вождению специально для этой роли. Режиссер даже обратился
к министру, чтобы освободить Никулина от зарубежных гастролей. Но это
только усугубило положение.
Фотопробы на роль Юрия Деточкина
Министр не только не помог режиссеру, но и вообще забраковал его
идею. В своей книге «Неподведенные итоги» Рязанов рассказывал: «Алексей
Владимирович сказал, что сценарий ему показался плохим. В первую очередь
в воспитательном смысле. Ведь после выхода подобной картины советские
граждане примутся угонять автомобили, фильм будет поощрять дурные
инстинкты. Поэтому он не только не станет звонить в «Союзгосцирк»,
освобождать Никулина от гастролей, но и вообще остановит производство
нашей ленты. Под предлогом того, что картина осталась без исполнителя
главной роли, Кинокомитет картину «законсервировал».
Олег Ефремов и Иннокентий Смоктуновский в фильме *Берегись автомобиля*, 1966
Тогда Рязанов вместе со своим соавтором Брагинским решили переделать
сценарий в повесть и опубликовать ее в журнале «Молодая гвардия». И
критики, и читатели встретили ее с восторгом. Литературный успех побудил
Рязанова снова прийти на «Мосфильм» с предложением экранизировать
повесть. На этот раз разрешение было получено, но тут Никулин снова
собрался в заграничную командировку. Рязанов решил не повторять ошибок и
не обращаться за помощью к начальству. Он решил: уж лучше фильм выйдет с
другими актерами, чем не выйдет вовсе. Кандидатуры Леонида Куравлева и
Олега Ефремова режиссер забраковал. Так Иннокентий Смоктуновский получил
одну из лучших своих ролей, а Ефремов появился в этом фильме в другом
образе – следователя Подберезовикова.
Между цирком и кино Юрий Никулин разрывался почти всю свою творческую
жизнь. Из-за работы в цирке он не сыграл и в фильмах Сергея Бондарчука.
Он был утвержден на роль капитана Тушина в «Войне и мире» и на роль
английского офицера в «Ватерлоо», но снова был вынужден выбирать между
кино и цирком и снова сделал выбор в пользу последнего. По другим
сведениям, в «Ватерлоо» он не сыграл из-за болезни. И к Бондарчуку попал
только с третьей попытки, снявшись в фильме «Они сражались за родину».
Отказался Никулин и от главной роли в комедии Георгия Данелии «Тридцать
три». Вместо него роль получил Евгений Леонов, который впоследствии стал
для этого режиссера своеобразным талисманом – Данелия приглашал его
почти во все свои фильмы.
Успех троицы Трус-Бывалый-Балбес после выхода на экраны комедий
Гайдая был настолько громким, что в этих же образах их хотели снимать и
другие режиссеры. Так, они должны были появиться в «Джентльменах удачи»,
правда, вместо Моргунова планировали снимать Евгения Леонова. Никулин
рассказывал: «Мы с Вициным оставались, но я категорически отказался:
если сниматься, то всем троим. К тому же я посчитал, что мы тем самым
изменяем Гайдаю. Мы и так два раза выступили у других режиссеров: у
Рязанова в фильме «Дайте жалобную книгу» и у Карелова в «Семи стариках и
одной девушке», появились в роли тех же персонажей и с той же смещенной
психикой. Но там наши эпизоды как-то не покатили, и я понял, что только
Гайдай, создавший нашу троицу, мог нас задействовать правильно».
Роль Ивана Грозного должен был исполнить Юрий Никулин
Роли управдома Бунши и царя Ивана Грозного в сценарии к фильму «Иван
Васильевич меняет профессию» тоже писались исключительно под Никулина.
Как раз в это время в журнале «Наука и жизнь» были опубликованы
результаты исследований антрополога Михаила Герасимова, занимавшегося
реконструкцией внешнего облика царя Ивана Грозного по костям его черепа.
Говорят, когда жена Никулина Татьяна увидела этот портрет в журнале,
она будто бы сказала: «Ой, а ведь Юра удивительно на него похож!». Вряд
ли сходство можно назвать очевидным, но Гайдай действительно в этой роли
никого другого не представлял. А после невероятного успеха
«Бриллиантовой руки» режиссер рассчитывал на то, что и в новом фильме
Никулин снимется в дуэте с Андреем Мироновым, которого Гайдай видел в
роли Милославского.
Леонид Гайдай и Юрий Никулин
По поводу причин отказа Никулина от этой роли существует две версии.
Согласно первой, это снова случилось из-за занятости в цирке. По второй
версии, Никулин не захотел сниматься в фильме по произведению Михаила
Булгакова, так как был уверен в том, что его «завернут» и положат «на
полку».
В результате на главную роль в фильме «Иван Васильевич меняет
профессию» пробовались Евгений Лебедев, Георгий Вицин, но убедительнее
других выглядел Евгений Евстигнеев. Именно на его кандидатуре и хотел
остановиться Гайдай, но после конфликта на съемочной площадке он
отказался от роли. И тогда режиссеру кто-то предложил пригласить Юрия
Яковлева, с которым он до этого не работал. Так актер сыграл одну из
самых ярких своих ролей. Говорят, позже, посмотрев этот фильм, Юрий
Никулин очень жалел об упущенном шансе. А Гайдай больше не снимал его в
своих картинах.