?

Log in

No account? Create an account

Интересное в сети

Интересное в мире

Previous Entry Поделиться Next Entry
Как появились игральные кости!
avtomat_kx

У каждого игрока в кости есть равные шансы рассчитывать на удачу,
ведь каждое число имеет равную вероятность выпадения. Но так было не
всегда. Эта игра существовала еще в Древнем Риме, а туда попала из
Месопотамии и Египта. Первыми прообразами современных игральных кубиков
были небольшие суставы мелких животных. Таранные кости, или так
называемые «бабки» могут выпадать в четырех разных вариантах. От них и
пошло название «кости» в русском языке.


История игральных костей




Антрополог, археолог Джелмер Эркенс и его соавтор лигвист,
антрополог, этнограф Алекс де Воогт изучили 110 разных игральных костей,
которые еще называют дайсы. Кубики довольно редкая находка при
раскопках. Их чаще обнаруживают не на месте жилищ, а в самых неожиданных
местах: на кладбищах, в бытовых отходах. Их трудно датировать.
Артефакты, которые исследовали ученые, хранились в музеях Нидерландов.
Они почти все были найдены на территории страны, их возраст был
определен, а для надежности результаты сравнили с 62 экземплярами из
Великобритании.


История игральных костей


Самые ранние игральные кости шестигранной формы с отметинами в виде
точек относят к третьему тысячелетию до нашей эры. Они были обнаружены в
Иране. В Европу дайсы завезли римляне. Примерно за пятьдесят лет до
начала новой эры Юлий Цезарь захватил земли нынешней Голландии.


Римляне были азартными игроками, неудивительно, что кубики попали в
Голландию вместе с воинами. Кости были в Риме настолько популярны, что
их стали запрещать. Было разрешено играть только тем, кто находился в
ночном дозоре, чтобы стражников не сморил сон.


История игральных костей


Кубики делали из разных материалов: свинца, меди, бронзы, камня,
дерева, глины, янтаря, костей и рогов животных. Их сложно назвать
кубами, так как они имели неравномерные ребра, грани были далеки от
совершенной формы квадрата, плоскости имели неровности и косые углы.
Странно, что с такими дайсами люди рассчитывали на успех в игре.


Римляне больше надеялись на божий промысел, ведь им не была известна
теория вероятности. Об этом говорит и тот факт, что в то время у римлян
за исход броска была ответственна Фортуна, дочь Юпитера. Интересно то,
что разметка у римских дайсов такая же, как у тех, что пользуются игроки
в наши дни.


История игральных костей


Краплены они были в виде «птичьего глаза» или «бычьего глаза», то
есть точки или окружности с центром в виде точки, а сумма чисел на
параллельных гранях равнялась семерке: 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4. Если первые
три значения крапа размещались против часовой стрелки, то такую кость
называли правой, такие обычно использовали на Западе. «Левые» применяли
на Востоке.


Исследователи в своей работе про эволюцию игральных костей в
Нидерландах отметили, что кубики, сделанные до 400 года (до принятия
христианства частью Голландии) сильно варьируются по размерам, формам,
размещению крапа, материалам. Почти нет находок в последующие 700 лет,
после разграбления варварами Римской империи.


История игральных костей


Начиная с 1100 года, найденные экземпляры имеют конфигурации «простых
чисел», где противоположные грани соответствуют простым числам (1-2,
3-4, 5-6). Такой же стиль нумерации был популярен в древней Месопотамии и
Египте. Еще одна деталь: кубики раннего Средневековья гораздо меньшего
размера, чем их римские предшественники.


С середины XV века система нумерации поменялась на «семерки», опять
противоположные стороны стали составлять сумму в семь очков. Кости стали
совершенными по форме и увеличились в размере. Возможно, что идеальная
форма стала зависеть от массовости производства, изготовители стали
следить за тем, чтобы изделия имели стандартный размер и форму.


История игральных костей


Эркенс отмечает, что кости являются удобным объектом для изучения.
Они не функциональны, как другие артефакты. Кубики несут чисто
стилистический характер и они, как многие другие материальные объекты
показывают, как меняется мировоззрение людей. В данном случае,
представления о судьбе и случайностях. Ученые проследили эволюцию
объектов до Новейшей истории.


Более явная связь между культурным развитием человека и кубиками
прослеживается с начала Ренессанса, развивается в период Реформации и
Новой истории. Формирование гуманизма и совершенствование научного
мышления отразилось на игральных костях. Их вид становится более похожим
на современный, а параметры более точными. Симметричность граней и
ребер куба, размещение меток дало возможность сделать процесс игры более
независимым и избегать манипуляций мошенников.


История игральных костей


Изображение меток тоже изменились. Если на «римских» дайсах это были
два круга с точкой в центре, в средние века — круг с точкой, то более
поздние кости имеют просто точку. Само размещение меток по принципу
суммы очков равной семи на противоположных гранях не делает игру
безукоризненной, но уравнивает шансы на выпадение, как малых, так и
больших значений. В период стремительного развития точных наук, люди
начали понимать, что игрой управляют не высшие силы.


Несложно заметить, что при выбрасывании пары дайсов результат в семь
очков можно получить наибольшим количеством сочетаний – шесть раз.
Еркенс и де Вогт отмечают, что археологи не всегда воспринимают
игральные кости, как ценный объект. Они проводили анализ и сгруппировали
их по материалам, размеру, модификации разметки, виду крапления,
симметричности и считают, что такая систематизация может помочь в
установлении хронологизации других археологических объектов.





Последние записи в журнале