?

Log in

No account? Create an account

Интересное в сети

Интересное в мире

Previous Entry Поделиться Next Entry
3 марта 2018 года – Родительская суббота
avtomat_kx

Определенные дни в году православной церковью отводятся для  совершения тех или иных действий религиозного характера. К примеру, в  момент Спасов принято освящать в храме яблоки, мед и орехи; на Пасху то же самое производят с куличами, на и под Крещение  – с водой плюс купаются в проруби, а в рамках дат памяти особо  почитаемых избранников Божьих и Девы Марии, ее икон верующие возносят  сугубую молитву-прошение о ниспослании помощи в своих бедах. Отмечены в  календаре православном и так называемые поминальные субботы, когда  необходимо вспомнить умерших и попросить Господа о прощении грехов тех,  кого уже нет с нами. 3 марта 2018 года – одна из таких важных дат:  родительская суббота второй седмицы святой Четыредесятницы.





Особенности праздника

Начнем с того, что постараемся вникнуть в смысл упоминаемых в  названии праздника церковных терминов. «Седмицей» величают неделю,  поскольку она состоит как раз-таки из семи дней. Святая Четыредесятница  является ничем иным, как Великим постом. Он длится ровно шесть недель.  Начало Великого поста  приходится, как правило, на февраль или первый весенний месяц, конец –  на апрель или май. Этот пост самый строгий, ведь представляет собой  период подковки к празднованию светлого праздника Воскресения Христова.


На протяжении святой Четыредесятницы каждый седьмой день очередной  недели отводится для поминовения усопших. Службы, которые обычно  совершаются в другие дни, по причине Великого поста в будни не  осуществляются. Имеются в виду заупокойные ектении, панихиды,  сорокоусты, литии. Это же касается и 3-го, 9-го, 40-го дня по смерти.  Объясняется сие также тем, что каждый день в храмах нет полной литургии,  в рамках которых и упоминаются в обычное время имена покойных по  подаваемым прихожанами запискам, согласно заказанным требам. Таким  образом, поминальные субботы Великого поста необходимы для оказания  полноценной молитвенной поддержки душам усопших, что строго и  неукоснительно выполняется служителями в храмах. Эти дни именуют  правильно малыми родительскими заупокойными субботами. Панихиды,  совершаемые в поминальные субботы святой Четыредесятницы, носят  название, соответственно, малых заупокойных панихид. Накануне  совершается вечернее богослужение, по окончании его читается 16-я и 17-я  кафизмы Псалтири, поются тропари по Непорочнех заупокойные:  «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» и др.  Непосредственно же в поминальную субботу совершается литургия и уже  упомянутая панихида.

Человеку верующему и часто посещающему храм Божий понятно из всего  вышеупомянутого: богослужение, совершаемое накануне и в сами малые  родительские заупокойные субботы, не отличаются торжественностью и  полнотой. Особенностью родительских суббот Великого поста является также  и то, что церковь просит не только об умерших братьях и сестрах по  вере, которые вели благочестивую земную жизнь и окончили ее естественно,  по-христиански. Священнослужители вспоминают и лиц, скончавшихся  скоропостижно, без покаяния, без напутствия священника.

История возникновения поминальных суббот

Согласно Библии, Господь один день в неделе выделил собственноручно  для молитв за усопших: «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог  творил и созидал». До рождения Христова иудеи почитали субботу днем  праздничного покоя. Эта традиция существует и сегодня у евреев,  исповедующих иудаизм. Но пришествие на Землю Мессии изменило в корне  сознание огромного количества людей. Праздничным днем у христиан стал  считаться седьмой день, завершающий неделю, – Воскресение. Его принято  посвящать посещению храма и творению усердной молитвы, ну, и конечно,  проведению благочестивого отдыха. Субботу же постановлено было считать  днем поминальным: «Почему для народа Божия еще остается субботство. Ибо,  кто вошел в покой его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от  Своих». Иными словами, христианская суббота – это своеобразный символ  радостного вечного отдыха мертвых в Царстве Небесном, о чем не следует  забывать жителям земным. Отсюда и происходит обычай совершения  заупокойных богослужений именно в субботние дни.

Если говорить непосредственно о родительской субботе 2-й седмицы  святой Четыредесятницы, как, впрочем, и о 3-й, 4-й поминальных субботах  Великого поста, в этой дате заключена особая мудрость. Великий пост  является духовным подвигом покаяния и смирения, и поэтому поминальная  суббота – возможность слиться в союзе любви христианской не только с  теми, кто жив, но и с теми, кто давно уже почил с миром.

Вообще же традиция вознесения молитв за усопших уходит своими корнями  вглубь истории. Церковь приняла этот обычай от самих учеников Христа –  святых апостолов. Многие избранники Божии отмечали в своих речах  проповеднических и письменных трудах духовных важность поминовения  усопших.

Так, блаженный Августин изрек когда-то: «Не надобно отвергать того,  что души умерших получают облегчение от благочестивых, когда приносится  за них жертва Ходатая или раздается милостыня для их пользы, но такие  дела благочестия приносят пользу только тогда, когда умершие заслужили,  чтобы те были полезны… Подлинно, есть образ жизни, который не столько  чист, чтобы не требовал помощи по смерти, и не столько худ, чтобы не  послужило ему это по смерти в пользу». А святителю Иоанну Златоусту  принадлежат следующие слова: «Есть возможность облегчить наказание  умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать  милостыню, то, хотя он и был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас».

Почему суббота называется «родительской»

Действительно почему? Разве в своих молитвах православные в  поминальные субботы просят Бога только лишь за своих родителей, почивших  с миром? Нет, конечно. Они вспоминают и о других родственниках, и о  прочих близких людях, и о друзьях, и о знакомых, и т.д. Однако отчасти  любая заупокойная суббота, в том числе родительская суббота 2-й седмицы  святой Четыредесятницы, зовется родительской, потому что люди,  даровавшие каждому христианину жизнь, умирают, как правило, раньше своих  детей.

 Но главный ответ на вопрос, озвученный выше, содержится в синаксаре. И  мы его уже знаем: «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех  умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают  неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в  непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в  пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной  и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного  псалмолпения и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые  человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском,  совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где  бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви».

Напоследок стоит напомнить, что по субботам и воскресеньям в Великий  пост можно употреблять в пищу виноградное вино и растительное масло  дважды в день, но не утром. Больным людям делается послабление.


Автор: Пономаренко Надежда



Последние записи в журнале