?

Log in

No account? Create an account

Интересное в сети

Интересное в мире

Previous Entry Поделиться Next Entry
Что можно есть в Великий пост.
avtomat_kx
В 2016 году Великий пост начинается 14 марта и продлится до 30 апреля. Самое время поговорить о том, что можно есть в Великий пост.

Церковные правила питания в Великий пост определялись тремя уставами: Студийским, Иерусалимским и Афонским, которые на протяжении веков поочерёдно сменяли друг друга. Монастыри могли сами определять, какой режим питания выбрать.

Студийский устав

Студийский устав отчасти можно назвать «снисходительным» - его основатель, Преподобный Феодор Студит, считал главной составляющей поста не воздержание от каких-либо продуктов, а совершенствование Духа. По его мнению, важно не то, что ты ешь, а количество и время приёма пищи.

Так, первая (и единственная за весь день!) трапеза должна происходить не ранее трёх часов пополудни. Исключение делалось, согласно этому уставу, для праздничных и выходных дней – тогда разрешалось вкушать пищу дважды в день. Наиболее строгий пост - в Первую и Третью недели Четырёхдесятницы: допускались сухофрукты, которые можно было варить.

Доработкой устава после кончины Феодора Студита занялся Константинопольский Патриарх Алексий, который также не был сторонником чрезмерного воздержания от пищи. Он допускал потребление «ривлонной ухи», в которую добавляли перец и укроп – такой рацион был един для всех, кроме старых и больных. В день памяти Феодора Тирона (воина, жившего в 3 веке), позволялась праздничная трапеза, а в среды и пятницы, так же, как и в его начальную и завершающую недели, должно было соблюдаться сухоядение. В остальные дни верующие могли себя «побаловать» горячей пищей с уксусом, постным маслом и мёдом. В некоторые дни разрешалось испить чарку вина.

Говеть в Великий Четверг и Великую Субботу Страстной Седьмицы полагалось по отдельному уставу. Монашество и священнослужители Древней Руси с максимальной точностью соблюдали эти уставы, но для обычных верующих допускались некоторые послабления. Дальнейшие века вносили изменения в режим питания в Четырёхдесятницу, например, по указанию Митрополита Климента, жившего в 12 веке, по вторникам и четвергам дозволялся горох, квас, а на Страстной Седьмице в такие дни, как понедельник и среда – хлеб, а также капуста в любом виде, но без масла.

Иерусалимский устав

Если два предыдущих устава (а точнее, Студийский с его доработкой), были относительно нестрогими, то этого нельзя сказать об Иерусалимском уставе. В неделю ваий и Благовещенье, и то если оно не совпадало со Страстной Седьмицей, дозволялась рыба. В Первую неделю – вкушение пиши (сухоядение) лишь единожды в день, после трёх часов пополудни, а с понедельника до среды вообще обходились без еды. Лишь для больных и немощных делалось послабление в виде хлеба и воды.

На Страстной Седьмице дозволено было вкушать лишь хлеб и воду, и то в ограниченных количествах. «А ежели какой мирянин сомневался какую пищу вкушать надобно, должен слушаться своего Духовного Отца», - говорится в одной из старинных книг.

Строгость предписаний Иерусалимского устава не сразу была принята православными и даже монахами, поэтому в 15 веке митрополит Фотий несколько ослабил его. В субботу и воскресенье стало позволительным есть рыбные блюда, а в Первую и Страстную недели предписывалось сухоядение. Однако особо приверженные Православию люди сознательно ограничивали свой рацион, потребляя не варёную, а только солёную рыбу. Некоторые в Страстную Седьмицу вообще принимали пищу лишь после заката солнца, и то, разумеется, не приготовленную на огне, и только один раз.

Питание в Великий пост в наше время

Ну а как принято говеть в наше время? Особые требования предъявляются к Первой и Страстной Седьмицам. Следует воздержаться от вкушения пищи в самом начале поста, в понедельник, а лучше – и во вторник. Конечно, это лишь пожелания, которые могут исполнить только здоровые телом и духом православные. Рыба разрешена дважды за всё время поста. Во-первых, в празднование Благовещения, но лишь в том случае, если он не пришёлся на Страстную седмицу. Кроме того, в Вербное воскресенье. Суббота же перед ним, называющаяся Лазаревой, дозволяет рыбную икру. А вот пятница Страстной седмицы запрещает вкушать пищу вообще, вплоть до выноса плащаницы.

А каков режим питания в прочие дни? По понедельникам, а также средам и пятницам - только суходеяние, это приём хлеба, фруктов, воды и компота. Вторники и четверги допускают горячую постную пищу, при готовки которой не используется масло.. В субботние и воскресные дни можно употреблять постное масло и, если организм ослаблен и врач советует – 50-100 г чистого виноградного вина. Если на Пятидесятницу придётся день памяти Великого Святого, то допустима пища с постным маслом.


Последние записи в журнале

  • Почему у евреев всегда есть деньги

    Весь мир издавна задается вопросом: почему евреи богатые? Ведь во всем мире именно евреи ассоциируются с деньгами и успехом. Сейчас в списке Форбс…

  • Что нельзя делать с фотографиями

    Фотографии несут в себе энергетику людей, изображенных на них, поэтому со снимками следует вести себя осторожно. Специалисты составили список…

  • Почему кошкам приписывают магические способности

    С незапамятных времен представителям кошачьего семейства приписывались магические способности. В разное время им то поклонялись, как богам, то…

  • Как победить утреннюю несобранность.

    1. Забудьте фразу «Я посплю ещё пять минуточек». Вставайте сразу по звонку будильника и старайтесь просыпаться в одно и то же…

  • Про мобильный телефон.

    Сейчас уже никого не удивляет то обстоятельство, что у многих в пользовании не один, а два мобильных телефона. Но мало кто задумывается при этом над…

  • Умная одежда

    При словах «высокие технологии» чаще вспоминается космос, робототехника или продвинутая электроника. Но на деле инновации гораздо ближе, чем нам…