?

Log in

No account? Create an account

Интересное в сети

Интересное в мире

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Легендарный художник по костюмам!
avtomat_kx

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская

Когда знаменитого хореографа, родоначальника американского балета Джорджа Баланчина спросили, что было наиболее необходимым для его работы, он, не задумываясь, ответил: «Kаринская!»

Варвара Каринская – великолепный художник по костюмам. Работая в балете, она стала соавтором одного из видов современной балетной пачки. А работа в кино принесла ей «Оскар».

Варвара Андреевна Жмудская родилась в Харькове, в 1886 году. Её отец, Андрей Яковлевич, был крупным предпринимателем, одним из богатейших купцов города. По его инициативе, подкреплённой значительными капиталовложениями, в Харькове возвели Благовещенский храм:

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская

Семья была большой — десять детей. Варенька родилась третьей и была старшей из дочерей. Жизнь семья Жмудских вела именно такую, какой можно представить себе жизнь богатой семьи до революции, — гувернантки, изучение иностранных языков, званые обеды, поездки в театр и так далее. Разумеется, Вареньку, как многих девочек тогда, научили шить, но особенно она увлекалась вышиванием — эти умения очень пригодятся ей в будущем.

Она не собиралась просто стать чьей-нибудь женой; закончив гимназию, начала изучать право в Харьковском университете, старейшем университете Украины. Но замуж вскоре всё-таки вышла. Александр Моисеенко был редактором одной из местных газет, и тоже, как Варя, был из богатой семьи. Брак продлился недолго, Александр умер от тифа в 1909 году, так и не увидев рождения их дочери Ирины, которая родилась спустя несколько месяцев после его смерти. А вскоре у неё появился и второй ребёнок, приёмный — Варвара получила опеку над Владимиром, маленьким сыном своего брата, Анатолия Жмудского, который как раз в то время разводился с женой.

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Варвара Андреевна

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Николай Каринский. 1915 г

Она вышла замуж во второй раз, за Николая Каринского, известного юриста. В 1915 году они вместе с детьми переехали в Москву, где муж всё время посвящал своей адвокатской практике, а жена смогла посвятить себя искусству. В московском салоне Варвары Каринской собиралось изысканное общество, много обсуждали балетные и театральные спектакли, и именно балет, так увлекавший Каринскую, стал темой её первых произведений. Основой их были рисунки и фотографии, к которым она приклеивали кусочки разноцветных полупрозрачных тканей, нечто вроде коллажа. Несколько таких работ были даже выставлены в одной из галерей и имели определённый успех.

Однако 1917 год стал началом конца старого мира. Каринский, в конце концов, вынужден был бежать за границу. А Варвара с детьми осталась в Москве. Правда, оказалось, что их просторная квартира теперь занята новыми многочисленными жильцами, но две комнаты им всё-таки удалось отстоять. По семейной легенде, Варвара нашла спрятанные в тайнике кое-какие драгоценности, что и позволило им жить, а затем открыть собственное дело. Образованная и решительная дама, вспомнив, как проводила время, казалось бы, совсем недавно, снова открыла салон, однако на сей раз это была не просто дамская гостиная для избранных друзей дома, а чайный салон, где каждый день собиралась вся московская богема — поэты, литераторы, художники. Роль хозяйки этого заведения значительно повысила авторитет Каринской в среде столичных творческих людей. Художники, скульпторы, литераторы буквально боготворили «душу компании». А иногда такие, на первый взгляд, бесполезные связи помогали сохранить жизнь. Так, от ареста по указанию Вячеслава Молотова Варвару спас придворный советский поэт Демьян Бедный.

А жизнь постепенно налаживалась. Каринская становится владелицей школы художественной вышивки «ARS». Затем Варвара открыла ещё и модное ателье — кто бы ни стоял во главе страны, женщины всегда хотят красиво одеваться, и платья и шляпки от Каринской стали пользоваться большим успехом. Обеспеченные модницы отправлялись за блестящими серёжками и колечками в антикварный салон, которым управляла Варварина падчерица Татьяна. А также приобретали шедевры прикладного искусства, выполненные Евдокией – бабушкой племянника Варвары.

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Страница журнала мод «Ателье». 1923г.

В то время в её жизни появился новый мужчина — Владимир Мамонтов, член известной и богатой купеческой семьи, теперь, как и многие, потерявший всё. Он был обаятелен, а Каринская, в конце концов, была ещё молодой женщиной… Со своим мужем, уехавшим за границу, врагом новой власти, она развелась, так сказать, заочно и имела теперь право принимать ухаживания Мамонтова, у которого, правда, вскоре обнаружилось множество недостатков — от любви к выпивке до нелюбви к работе.

К концу 1920-х Каринская решила уехать из страны. Её школу вышивания национализировали, и никто не знал, что ждёт их впереди, но в случае Каринской, учитывая все её обстоятельства — и купеческое прошлое, и эмигрировавших первого мужа и отца, и «нэпманское» настоящее — вряд ли её ожидало что-то хорошее. И, подняв все семейные связи (брат Сергей занимался ликбезом в «ПролетКульте» под опекой Луначарского), начала готовить отъезд.

Под предлогом организации выставки вышивального искусства (работ своих учеников) за границей Мамонтов получил визу и уехал первым, а затем в дорогу отправилась и Варвара с детьми, Ириной и Владимиром. Варвара Андреевна рисковала. «Я не знала, что в моей шляпе были алмазы, – признается дочь Каринской Ирина. – Я жаловалась маме, что шляпа была тяжёлая… Деньги были вложены между страницами книг Маркса и Энгельса…». Да и сами работы, отобранные на выставку, таили в себе совсем другую начинку — под работами учеников Каринской были спрятаны старинные русские церковные и светские вышивки XVII-XVIII веков из своей коллекции.

Мамонтов встретил их в Берлине, и все вместе они поехали в Бельгию, где жил отец Варвары, Андрей Яковлевич, и ещё несколько членов некогда обширной дружной семьи. Однако через некоторое время Каринская решила уехать в Париж — город куда более манящий, чем тихий и спокойный Брюссель. Там и начался её путь к высотам балетной моды (забегая вперёд, скажем, что с Мамонтовым она через некоторое время рассталась).

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Балетные костюмы Варвары Каринской

Умение шить, вышивать, а также изысканный вкус и фантазия пригодились ей, когда она стала сотрудничать с антрепризой Русского балета Монте-Карло, новой балетной группой. Тогда и состоялось знакомство с хореографом Джорджем Баланчиным, которому суждено было стать тесным творческим союзом и продлиться много лет. Кристиан Берар, художник труппы, рисовал эскизы, а Каринская воплощала их в жизнь. Работала она не только с Русским балетом, который в 1933 году уехал в Нью-Йорк, а и с другими балетными труппами, оформляла спектакли Жана Кокто — словом, жизнь её в Париже была насыщенной и подарила знакомство с самыми интересными и известными представителями тогдашней богемы.

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Балетные костюмы Варвары Каринской. Мэри Хинксон и Артур Митчелл, 1960 г.

Всё это время Владимир и Ирина работали вместе с ней. Однако обстоятельства сложились так, что вскоре это трио разделилось. В 1936 году Каринская вместе с Владимиром уехала в Лондон, а Ирина осталась в Париже, где продолжала начатое матерью дело. В Лондоне Варвара и Владимир сначала сотрудничали с одним из ателье по пошиву одежды, потом с другим; постепенно дела их шли всё лучше, они даже поселились в доме, в котором некогда жил знаменитый английский портретист, Джошуа Рейнольдс, разместив мастерские на первом этаже. Их ателье по производству театральных костюмов начало пользоваться большой популярностью, они сотрудничали со многими их тех, с кем познакомились в Париже (например, с Кристианом Бераром).

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Балетные костюмы Варвары Каринской

Так продолжалось вплоть до 1939 года, когда стало ясно, что очередной катастрофы вряд ли удастся избежать. Тогда Каринская решила закрыть дело и уехать в Нью-Йорк. Кстати, давно уже жил в Нью-Йорке Николай Каринский, зарабатывая на жизнь, как мог, включая работу таксистом. С Варварой он, конечно, так и не воссоединился — между ними пролегли два десятка лет, которые каждый прожил по-своему

Владимир отправился во Францию, где с началом Второй мировой вступил в армию. Так судьба разметала эту семью окончательно. Ирина оставалась во Франции вместе с мужем, за время войны у них родится двое детей; на время оккупации Парижа они уехали на запад страны. Владимира ожидали военные действия, ранение, плен, побег из немецкого лагеря, организованный Каринской переезд в Штаты — через Испанию, Португалию и Кубу, и вступление в американскую армию, где он прослужил до конца войны. С сестрой он встретился только в 1944 году, перед самым освобождением Парижа.

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Балетные костюмы Варвары Каринской для Ballet Russe de Monte Carlo: слева – Коппелия (акт 2), Коппелия (акт 1), и Жизель (акт 2).

Вдохновение было верным спутником Каринской в эмиграции. Неважно, где она находилась – в Германии ли, Париже, Нью-Йорке. Сотрудничала ли с Сальвадором Дали, Марком Шагалом…. Муза не покидала её при выполнении костюмов для «Балле рюс де Монте-Карло» и других русских балетных трупп. Ну а после знакомства с Джорджем Баланчиным (Георгием Баланчивадзе) в 1932 году – и подавно. Эта встреча стала поворотной в судьбе Каринской. Почти полвека продолжалось их плодотворная работа в тандеме.

Баланчин выделил ей под мастерскую одну из комнат своей балетной школы, и она начала работать. Когда с войны вернулся Владимир, который сменил имя и фамилию и из Владимира Жмудского превратился в Лоуренса Влади, он взял всю организацию на себя. Они основали собственное дело (предыдущие попытки Каринской с другими партнёрами были не очень удачными, а со своим племянником, фактически сыном, она сработалась давно), переехали, сняв другое помещение, и вскоре их ателье стало безумно популярным.

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Варвара Андреевна вместе с Баланчиным во время работы

Только балетными костюмами Каринская не ограничивалась. Она делала костюмы к бродвейским постановкам, разным шоу, к голливудским фильмам — в первые десять лет своей жизни в США Каринская активно сотрудничала с кинопроизводством, и в костюмах от неё появлялись на экране такие прославленные актрисы, как Марлен Дитрих и Вивьен Ли. При этом она соглашалась далеко не на всякое предложение.

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Марлен Дитрих в роли наложницы Джамиллы. Костюмы созданы Каринской. Фильм «Кисмет», 1944 г.

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Ингрид Бергман в костюме принцессы Анастасии.

Наибольшую славу в кино ей, как художнику по костюмам, принёс фильм 1948 года «Жанна Д’Арк», главную роль в котором сыграла Ингрид Бергман. И «Оскара» за костюмы Каринская получила совершенно заслуженно, постаравшись, чтобы костюмы были не условно-нарядными, а отвечающими духу эпохи. Впоследствии Каринская будет признаваться, что именно эта её работа, именно образ Жанны, который за время работы стал ей очень близок, вдыхали в неё новые силы. Что ж, в тот момент ей было уже шестьдесят два года, многие к этому времени свою карьеру заканчивают… а у Каринской она была в самом разгаре, и продлится ещё много лет! Надо добавить, что Варвара Каринская была в числе первых художников по костюмам, получивших Оскар в этой категории, так как 1949 году Оскар в этой номинации давали впервые. Заметим, что костюмы Каринской ещё раз номинировались на «Оскар» несколько лет спустя, в 1952 году — к фильму-балету «Ганс-Кристиан Андерсен».

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Ингрид Бергман в роли Жанны Д’Арк

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Кадр из фильма «Жанна Д’Арк»

Однако всё же её главной любовью был именно балет. Работала она не только с Баланчиным, а и с Мариусом Петипа, Михаилом Фокиным, Брониславой Нижинской и многими другими звёздами балетного мира. Но когда в 1964 году «Нью-Йорк Сити Балет» Джорджа Баланчина получил значительную финансовую поддержку, первое, что сделал Баланчин, это позвал к себе своего любимого мастера, чтобы она работала с ним постоянно. Этой труппе, как сказала Каринская однажды, она отдала своё сердце. И руки, сделав костюмы почти ко всем балетам Баланчина! И если поначалу она работала по эскизам других художников (включая Шагала и Дали), то впоследствии придумывала великолепные костюмы уже самостоятельно, задавая балетную моду.

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
«Вальс». Костюм Каринской. 1951г

В историю этой моды войдёт так называемая «пачка Баланчина-Каринской», которую Каринская в первый раз сделала в 1950 году — она тогда готовила костюмы для обновлённого спектакля Баланчина «Симфония до мажор». В этой пачке не было каркаса, в отличие от тогдашней классической пачки, и в ней было меньше слоёв ткани — не двенадцать и больше, как обычно, а шесть-семь. Каждый слой тюля был чуть-чуть длиннее другого, и не очень плотно прилегая друг к другу, они образовывали прелестную, пышную, мягкую юбку. Она напоминала пуховку от пудры, и получила именно такое прозвище. В ней было легко танцевать, и в движении она смотрелась по-другому — изящно трепетала, а не колыхалась, подчёркивая, а не отвлекая внимание от движений танцовщицы, как это происходило с обычной пачкой.

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Балетная пачка работы Каринской

Однако, описывая это нововведение Каринской, нередко забывают о другом, даже, наверное, более важном — она изменила не только балетную юбку, но и лиф. Годы жизни в Париже подарили ей знакомство с миром Высокой моды, в том числе с работами великого кутюрье Мадлен Вионне, которая популяризовала крой по косой, который вслед за ней стали использовать и многие другие модельеры. Однако они обычно с помощью этого приёма создавали ниспадающие, достаточно свободные туалеты, в то время как Каринская первой использовала крой по косой для создания одежды плотно облегающей. А именно — для лифа балетной пачки. Такого плотного облегания, которое выглядело бы красиво и при этом давало танцовщице свободу движения, раньше никто не мог добиться, да к этому и не стремились. Так что с нововведением Каринской балетный костюм приобрёл ещё большее изящество.

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Страница книги, написанной балериной Тони Бентли о работе Варвары Каринской

Она всегда придавала значение мельчайшим деталям, даже если они не были видны из зрительного зала. Костюмы были сделаны так тщательно, что — сложно поверить — некоторые из них используются до сих пор, в наши дни! Она никогда не забывала о том, что перед ней не просто модель для очередного великолепного наряда, а человек, которому предстоит в этом танцевать, и делала всё, чтобы в созданных ею костюмах танцевать было свободно и легко. Как однажды написала балерина Аллегра Кент, танцуя в костюмах от Каринской, она чувствовала себя рыбкой, скользящей в воде. Что уж говорить о фантастической красоте этих костюмов… Недаром Джордж Баланчин будет говорить, что половина успеха его балетов — именно в них!

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Баланчин с балеринами в костюмах из «Драгоценностей». Костюмы Каринской.

В 1962 году Варвара Каринская получила награду, которую присуждают за вклад в искусство танца, — она стала единственным модельером, её удостоенным. И получила она её за то, что её костюмы «дарят красоту зрителю и наслаждение танцору».

Легендарный художник по костюмам Варвара Kаринская
Варвара Андреевна

Каринская работала много лет, пока могла держать иголку в руках, и лишь в последние годы отошла от дел. Её не стало в 1983 году, когда ей было девяносто семь. На родине её вспомнили только годы спустя, в начале нового века; появился фонд имени Варвары Андреевны Каринской, на доме установлена мемориальная доска.