avtomat_kx (avtomat_kx) wrote,
avtomat_kx
avtomat_kx

Categories:

Как празднуют троицу

Оригинал взят у platinym в Как празднуют троицу
Троица - воскресенье, праздник в честь Отца и Сына и святого Духа. Иначе его называли Днем Свя той троицы. Согласно христианскому вероучению Бог явился миру в трех лицах: Сына, принимающего , от Иоанна крещение в водах Иордана, Отца, свиде тельствующего о нем: «Сей есть Сын мой возлюблен ный», и святого Духа, сошедшего в виде голубя. По христианскому догмату - Бог един в трех лицах. Счи тается, что на пятидесятый день после Пасхи было завершено дело искупления человечества. В этот день, который совпал с древним иудейским праздни ком Пятидесятницы, Бог-Троица даровал земле благо датную силу через сошествие святого Духа на апос толов (учеников Христа). Поэтому Троицу еще называют Пятидесятницей. Третье название праздника - День сошествия святого Духа, но почитание Духа свя того переносится на следующий день - понедельник.



ТРОИЦА - один из любимейших праздников русского народа. В нем причудливо переплелись христианские вероучения, древние славянские предания, народные обряды, обычаи. Неделя, предшествующая Троице, - Седьмица святых отцов (по числу дней в неделе) или Семицкая. Особо почитались в народе три дня семиковой недели: Семик - седьмой четверг после Пасхи, Родительская суббота, Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи.

Русские люди величают Семик честным (благородным). В православное время в этот день совершались главные приготовления к празднованию Троицына дня. Наши далекие предки-славяне посвящали его богине весны - светлокудрой Ладе, прославлению весеннего возрождения весны, прощанию с весной и встрече лета. Именно в это время года, на которое приходится праздник, буйно разрастаются травы, покрываются листвой деревья. До сих пор в некоторых областях семицкая неделя носит название «Зеленых святок». Символ праздника - березка. Березовыми ветками и полевы ми травами украшались дома: стены увешивались ветками, пол застилали скошенной травой, подоконники пахучей зеленью и цветами. Береза стала главным персонажем праздника, вероятно, потому что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Считалось, что береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Ветки березы наши предки использовали в качестве оберега от всяких нечистых духов.

В день Семика девушки, ук расив избы, шли в лес завивать березку и плести венки. В ближайшей роще выбирали молодую кудрявую березку, украшали ее лентами и, взявшись за руки, водили хоровод, сопровождая его песнями. Затем устраивали под березкой праздничную трапезу (обед), а после ломали с той же березки ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни. Похороводив, шли на реку, бросали венки на воду и загадывали: если поплывет - счастье, завертится на одном месте - свадьба расстроится, потонет - смерть родных или суженого. Венки также сплетали и хранили до Троицына дня.

В Троицу девушки надевали на голову свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Ее срубали и ставили посредине круга, опять украшали лентами, цветами. Потом устраивали с березкой торжественное ше ствие: обносили ее вокруг всей деревни. Затем на одной из улиц втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К девушкам присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом березку хоронили: тащили к реке топить или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли. В некоторых местностях березку сжигали.

В разных областях обряд этот проводился по-разному, но основные элементы обряда сохранялись везде. Это выбор и украшение деревца, совместная трапеза под ним, завива­ние венков, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду, сру бание дерева с последующим его уничтожением.

У нас на Устье сохранились очень скудные сведения о народных праздничных обрядах. Так, Алексей Михайлович Романов вспоминал в письме к своему племяннику, что у них в Дмитриево в Троицу и в другие праздники молодежь собиралась на угорье или около качелей близ Зараевского поля. Качели, песни, хороводы, скаканье на доске, горелки - у парней. Рюхи, лапта, шаром, скола, чижик - у парней. Мяч - у девушек. «Мы, храбрая детвора, - пишет Алексей Михайлович, - с Троицы начинали купальный сезон в Ворангасе (название ручья), потом в Мехреньге, а после в Устье». По традиции во многих деревнях у качелей устанавливали лотки и катали яйца. Чем больше навыбиваешь яиц, тем дольше тебя будут качать, так как с качельниками рассчитывались пятаками или яйцами. В деревне Кононовской тут же, у качелей, водили хороводы, плясали под гармошку.

В наше время празднование Троицы свелось к поминовению родных в Родительскую субботу, в Троицын день на кладбище, да в негласном запрете на земляные работы в Духов день, понедельник. Даже качели забыты, а ведь не так уж давно, в пятидесятые годы прошлого века, в канун Троицы чуть ли не в каждой деревне устанавливались карусели (круговая качуля по-устьянски), а в праздники качались на ней стар и мал.

В те же годы в селе Березник, например, некоторые ста рушки смутно помнили обряд с березкой, но подробностей передать уже не могли.

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века в каждой волости был свой особенно почитаемый праздник: в Малодорах - Иванов день, в Бестужево - День святого Прокопия Устьянского, в Кононовской - Заговенье, в селе Березник - Троица.

На Устье, как и всюду на Руси, Троица - повсеместно почитаемый праздник, но вот традиционные обряды, народные обычаи, похоже, утеряны. Есть еще старожилы, которые помнят или слышали от родителей, дедов своих, что в Троицу устраивались гуляния с березкой, но ритуальных подробностей проведения обрядов уже не знают.

Пользуясь случаем, музей обращается к жителям Устьянского края: откликнитесь, если кто-то из вас что-либо знает о том, как на Устье в далекую старину отмечали праздники. Будущие поколения, потомки наши должны знать о том, как жили, во что верили и как умели отдыхать и веселиться теперь уже выпадающие из памяти поколения. Вам, кому сейчас за семьдесят и за восемьдесят, многое известно, и вы многое можете вспомнить и рассказать. Это очень важно, ибо, чтоб не подверглись забвению жизнь, дела, досуг вчерашних и сегодняшних поколений, мы должны сохранить эти знания и передать идущим нам на смену поколениям. Только в этом случае мы можем быть уверены, что и нас не забудут, и далекие потомки кое-что возродят из нашего времени, или сольются обычаи разных времен воедино, как слились описанные в этой ста­тье древние славянские, языческие и народные обряды с православными христианскими праздниками.




Tags: Троица, праздник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments